Оборона Могилева: кто взорвал Днепровский мост
А был ли мальчик?
Леонид Плоткин, специально для сайта Masheka.by
Фото из коллекции Олега Лисовского.
Ещё в конце июня 1941 года в Могилев из Москвы прибыл отряд заграждения под командованием майора Ковалева. Отряд состоял из 60-80 саперов-подрывников, которым была поставлена задача взрывать мосты и ставить минные заграждения на пути наступления гитлеровских войск. В городе также находилась саперная учебная рота 13-й армии. Она не успела выехать из Могилева и была включена в состав отряда заграждения.
Так выглядел Днепровкий мост в Могилеве до взрыва
Мосты через Днепр были заранее подготовлены к взрыву и саперы ждали только приказа. Группа саперов- подрывников постоянно дежурила около моста. Ночью 26 июля 1941 года майор Ковалев получил приказ командира 172-й стрелковой дивизии генерал-майора Романова о немедленном уничтожении шоссейного моста через Днепр.
Однако, оказалось, что в ходе боев в районе моста электровзрывная сеть была повреждена. По воспоминаниям майора Ковалева восстановить её удалось только с помощью неизвестного мальчика лет 10-12,который прибился к саперам. Он сумел незаметно под водой подплыть к мосту и срастить провода. На рассвете мост был взорван.
А теперь обратимся к воспоминаниям подпольщицы Валентины Губской. Она входила в состав городского МПВО – подразделения местной противовоздушной обороны в качестве сандружинницы. В задачи МПВО ,как части НКВД, входило подготовка города к воздушным налетам противника, борьба с последствиями этих налетов.Можно предположить,что в ходе обороны Могилева МПВО подчинялась начальнику гарнизона полковнику Воеводину.
Вся власть в Могилеве принадлежала командиру 172-й стрелковой дивизии. И только он мог отдать приказ об уничтожении мостов в городе. При наличии в городе отдельной роты саперов не было никакой необходимости привлекать МПВО для взрыва моста. Да и не имела эта организация в своем составе специалистов для подрыва мостов.
По словам Губской они приехали с взрывчаткой к мосту, когда немцы уже захватили Луполово и вели обстрел прилегающей к мосту местности со всех видов оружия, в.т.ч. и артиллерией. И вот среди бела дня, когда идет ожесточенный бой за мост, работники МПВО под огнем противника начинают закладывать взрывчатку на мосту. Возятся они целый день, при этом не имеют потерь. Невероятно.
Губская пишет, что мост они взорвали затемно, но тут прилетели немецкие самолеты и открыли огонь из пулеметов. Юная подпольщица вероятно не знала, что ночью стрелять из пулеметов не имеет смысла, а, тем более, из самолетов.
Днепровский мост в Могилеве после взрыва. Июль 1941 г.
И Губская делает вывод: «О том, что писали в газете, что какой-то мальчишка взорвал мост - я не видела никакого мальчишку, у нас были надежные ребята, и в помощи детей не нуждались. Я считаю, что это самозванец: немцы так стреляли, что если бы и был какой мальчишка, то он бы убежал со страху».
Одним словом, версия Губской не выдерживает никакой критики, и поэтому лично я больше верю воспоминаниям майора Ковалева, опубликованным в книге «Солдатами были все».
Фото из коллекции Олега Лисовского.