Оборона Могилева : с какого дня начинать отсчет?
«Началом героической обороны Могилева следует считать 3 июля 1941 г., когда авангардные части 2-й танковой группы врага вышли на дальние подступы к городу и завязали бои с охранением дивизий 61-го корпуса».
Никто с маршалом спорить не стал, и эта дата многократно повторяется во всевозможных источниках историками и просто любителями военной истории на протяжении уже почти 50 лет.
Где находились 3 июля 1941 года охранения 61-го корпуса РККА, точно никто не знает. Например, замполит 172-й дивизии полковой комиссар Л.К.Черниченко в книге «Солдатами были все» сообщает: «Утром 4 июля батальон Волчка достиг реки Друть у городского поселка Белыничи». Достиг-то он достиг, но, по свидетельству участника тех боев, командира роты 223-го стрелкового полка В.Ф.Чуракова, немцы появились у Белыничи только вечером 6 июля.
Эта дата вполне совпадает с немецкими документами, из которых следует, что лишь 4 июля танки 10-й танковой дивизии форсировали Березину у местечка Березино. Утром 5 июля танки, двигаясь по Могилевскому шоссе, пытались преодолеть речку Клева у д.Корытница, где их встретили огнем орудия из дивизиона капитана Б.Л.Хигрина и десантники из 4-го воздушно-десантного корпуса. Но, и артиллеристы, и десантники не входили в состав 61-го корпуса. Так складывалась обстановка на западном направлении.
На юге ближе всех к Могилев сначала находились части 4-й танковой дивизии вермахта.3 июля танки этой дивизии пытались преодолеть Березину по железнодорожному мосту у ст.Свислочь, но безрезультатно. Пришлось возвратиться в Бобруйск и там использовать тяжелый понтонный мост 3-й танковой дивизии. Только в ночь на 4 июля передовая танковая рота выходит к реке Друть у разрушенного моста. Найдя к утру брод, переправляется на левый берег и по Бобруйскому шоссе, не встречая сопротивления противника, достигает Глухской Селибы. А утром получает приказ следовать на Быхов. К 5 июля 2-й танковый батальон занимает линию Борколабово-Глухи-Глухская Селиба, где обеспечивает боевое охранение дивизии с севера. На этих позициях он остается до 9июля.
Если следовать исторической правде, то первое боевое столкновение 61-го корпуса с немцами состоялось 1 июля 1941 года, когда разведбат 3-й танковой дивизии немцев, усиленный ротой танков, получает приказ провести разведку боем в направлении Чичевичи и по возможности захватить мост через Друть.
Днем ранее отряд инженерного заграждения штаба Западного фронта под командованием майора А.Т.Ковалева к вечеру взрывает все мосты по Бобруйскому шоссе от р.Ола до Новогородок, проводит минирование противотанковыми минами шоссе и подходы к шоссе в районе Новогородок.
1 июля утром стрелковая рота из батальона А.П.Волчка (514-го стрелковый полк) под командованием мл.лейтенанта А.П.Ларионова, усиленная пулеметным взводом и двумя противотанковыми пушками, ведет разведку по Бобруйскому шоссе в сторону р.Ола. Дойдя до опушки леса у Новогородок, занимает позицию в стороне от шоссе.
К полудню у д.Новогородок появляются немцы, и рота Ларионова вступает с ними в бой. Немцы теряют три танка и понимая, что шоссе, которое до самой Друти окружено густым лесом - место опасное и грозит большими потерями , сворачивают вправо и следуя по маршруту Бересневка-Селиба-Буда-Чигиринка-Колбово, где их никто не ждет, к вечеру выходят к шоссейному мосту через Друть. Там они теряют ещё два танка. Саперы майора Ковалева взрывают мост, и немецкий разведбат получает приказ отступить назад. Вернулась в эти места 3-я танковая дивизия только 11 июля 1941 года.
Вопрос в том, следует ли относить события 1 июля у Чечевичи или 6 июля у Белыничи к обороне Могилева. Эти эпизоды произошли достаточно далеко от города и касались его косвенно. А иначе, исповедуя такой принцип, можно считать, что бои за Могилев началась 22 июня 1941 года, а то, что происходило от Орши до Рогачева – это тоже есть часть обороны Могилева.
А ведь всё достаточно просто. Исповедуя тактику блицкрига, немцы с максимально возможной скоростью двигались к Днепру, и главная их цель состояла в том,чтобы быстро переправиться и следовать дальше на восток. Мосты в Могилеве не имели существенного значения для выполнения этой задачи. Автодорожный мост был построен в 1860 году и имел грузоподъемность полторы тонны. Железнодорожный мост, как это случилось с мостом у ст.Свислочь, мало подходил для переправы танков. Даже если бы удалось захватить мосты в Могилеве целыми и невредимыми, что маловероятно, немцам пришлось бы наводить тяжелый( танковый) понтонный мост. При хорошей организации работ на это уходило 5 -6 часов.
Как показали дальнейшие события, наличие могилевского гарнизона практически не оказало влияния на продвижение танковой группы Гудериана. Понтонные мосты немцы навели 10 июля к югу от Могилева и 11 июля к северу от города. После чего устремились на Кричев и Мстиславль .
Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by
Фото носит иллюстративный характер