История Могилева: Могилевский военный госпиталь
Могилевские старожилы вероятно помнят, что на улице Лазаренко, на месте нынешнего торгового центра «Армада», долгое время размещался военный госпиталь. Деревянные бараки госпиталя были построены ещё до войны, когда в Могилеве появился Могилевский военный госпиталь № 433 на 150 коек. В годы войны в госпитале лечились пленные бойцы и командиры Красной Армии. Многим из них удалось бежать к партизанам благодаря тому, что госпиталь находился на окраине, рядом с лесом.
Но первые упоминания о военных госпиталях в Могилеве восходят к началу XIX-го века. Как видно из письма Белорусского губернатора могилевскому вице-губернатору, в 1812 году в Могилеве размещался военный госпиталь. А перед этим вышло указание держать военные госпиталя вне населенных пунктов во избежание распространения эпидемий, которые в те годы случались часто. Было предложено переместить госпиталь из дома купца Монкевича в бернардинский монастырь, который находился за городом у Днепра.
Правда в данном случае речь скорее идет о военном лазарете гарнизонного полка, ибо настоящих госпиталей в России в то время насчитывалось не более десятка и располагались они в местах скопления войск. Могилев и губерния к таким не относились. И лишь после войны с Наполеоном в Могилеве разместился дивизионный госпиталь 2-го класса на 300 коек для 11-й пехотной дивизии. В 1823 году корпусные и дивизионный госпиталя расформировали, но в Могилеве госпиталь остался как общеармейский.
Возможно, это связано с тем, что в то время в Могилеве находился штаб 1-й русской армии, а генералов и офицеров тоже надо было где-то лечить. Губернская больница приказа общественного презрения на 40 мест для этого не подходила ввиду слабого медицинского оснащения и плохой обеспеченностью кадрами. Отдельных врачей для больницы не полагалось, её должны были обслуживать уездный доктор и лекарь.
В военном госпитале дела обстояли получше. Там работало 5 врачей, 7 фельдшеров, была своя аптека. Больных обслуживало 100 человек из состава подвижной инвалидной роты . Весь медицинский и обслуживающий персонал был исключительно мужским. Снабжение продовольствием и имуществом, кроме медицинского, шло через военное ведомство. Да и средств на содержание одного больного выделялось по 16,25 копейки в сутки, тогда как в губернской больнице на две копейки меньше. Вроде как мелочь, но разницы хватало на дополнительный килограмм первосортного мяса в месяц.
Порядка в госпитале тоже было больше. Там круглосуточно дежурили врачи, а также назначались дежурные офицеры от местного гарнизона, которые следили за дисциплиной, контролировали выдачу продуктов и их закладку в котлы, качество приготовления пищи и её выдачу больным. Каждому больному полагалось ежедневно по полтора фунта хлеба, фунт мяса три раза в неделю и половина фунта четыре раза в неделю. Горячую пищу готовили два раза в день. Питание назначалось врачом в зависимости от заболевания. Некоторым больным полагалось молоко, а при необходимости врач мог назначить кружку пива или чарку водки.
Военная дисциплина и порядок имели большое значение для медицинского дела в армии с учетом того, что в управлении медициной, как гражданской, так и военной царили хаос и анархия. С образованием в России в 1802 году министерств, гражданскую медицину подчинили министерству внутренних дел. Через несколько лет создали министерство полиции и медицину передали туда. Там дело завалили и скоро пришлось вернуться к прежнему порядку. Медики на местах не успевали прочитать инструкции и указания из центра, как поступали новые.
За военными госпиталями сначала было поручено наблюдать корпусным и дивизионным докторам. Но поскольку войска постоянно меняли место дислокации, а госпиталя оставались на одном месте, контроля за последними фактически не осуществлялось. Тогда вверху приняли решение возложить контроль над госпиталями по медицинской части на губернские врачебные управы.
Что представляли собой эти управы? Один доктор-инспектор, один доктор-оператор, один доктор-акушер и один писарь. Акушер и оператор занимались лечением больных, так что контроль медико-санитарной службы всей губернии ложился на плечи одного человека: инспектора. И это без средств связи и нормальных дорог. Кроме того инспектор отвечал за судебную медицину и ветеринарные дела в губернии.
В 1812 году был создано Военное министерство, а в его составе Медицинский департамент, которому и поручили заведовать военной медициной. И сразу возник вопрос, кому управлять военными госпиталями. Сначала эту работу поручили тыловикам, Комиссариатскому департаменту, потом передали в Медицинский департамент. Получалось плохо и так, и так. В результате оставили медицинскую часть за Медицинским департаментом, а хозяйственную за тыловыми службами.
Общее руководство Могилевским госпиталем осуществлял начальник госпиталя .Его функции выполнял губернский воинский начальник, обычно в чине полковника или генерал-майора. За медицинскую часть отвечал старший лекарь госпиталя, которому подчинялся медицинский персонал, а за хозяйственную – офицер-смотритель обеспечивающий обслуживание госпиталя всем необходимым кроме медикаментов и медицинского инвентаря. Хозяйство у госпиталя было немалое: хлебопекарня, пивоварня, прачечная, баня, конюшня. Текущие вопросы решались коллегиально на собраниях госпитального комитета, куда входили старший лекарь, старший ординатор, смотритель и комиссар, так называли в то время кладовщика. Спорные вопросы выносились на решение начальника госпиталя.
Могилев. Здание психиатрической больницы в Печерске, ранее военный госпиталь
Где располагался в первое время госпиталь, данных нет. Но в 1848 году, как гласит военно-статистическое обозрение Могилевской губернии, госпиталь находился в Печерске. Можно предположить, что разместился госпиталь в каменных зданиях бывшей загородной дачи католического архиепископа Богуша-Сестранцевича, который в то время в Могилеве уже не жил. Что это место хорошо подходило для большого госпиталя говорит и факт размещения здесь в 1812 году французского госпиталя на 1200 мест. Следует также помнить, что госпитали требовалось размещать за городской постройкой, а других больших зданий, кроме как в Печерске, в окрестностях Могилева не было.
Поскольку большинство военных госпиталей в России находилось в приспособленных помещениях, в середине XIX-го века начали строить здания госпиталей по специальным проектам. Такое здание было построено и в Могилеве на Быховском тракте. О нем, как о "большом каменном здании", сообщается в «Описании Могилевской губернии» изданном в 1884 году. Но к тому времени военный госпиталь был уже расформирован. Когда построено новое здание, данных не имеется. Но есть информация, что в 1865 году в Печерске было расширено психиатрическое отделение губернской больницы, которое там обосновалось на многие десятилетия. А это могло случиться только после освобождения помещений военным госпиталем.
В 1870 году Могилевский военный госпиталь перевели из 2-го класса в 1-й. По штату такому госпиталю полагалось иметь 200 мест для нижних чинов. 7 для офицеров и 10 для женщин, членов семей военнослужащих. И три доктора.
А в 1875 году госпиталь вообще расформировали. В военном ведомстве решили, что вместо некоторых госпиталей лучше иметь полковые лазареты по 28 мест на батальон пехоты. Для Могилева ,где квартировало два пехотных полка и артиллерийская бригада, это означало два лазарета на 168 коек, немного меньше, чем в госпитале. Зато врачей стало в три раза больше. В госпитале их было 3, тогда как в пехотных полках и артбригаде числилось 9 врачей. Но последние, не имея материальной базы, активного участия в лечении больных не принимали, сплавляя их сразу в госпиталь.
Могилев. 30-е годы ХХ- го века. Быховские казармы. Здание бывшего военного госпиталя
К началу ХХ- го века в Могилеве квартировал только один пехотный полк и часть здания бывшего госпиталя передали для казарм. С тех пор это место так и называлось – Быховские казармы. В советское время здесь размещались пехота и кавалерия, поэтому и нынешняя улица генерала Романова сменила улицу Кавалерийскую. Недалеко от госпиталя и полковых лазаретов, там где нынче площадь Космонавтов, располагалось военное кладбище, где хоронили нижних чинов умерших от болезней. А таких за полвека было немало. От зданий самого госпиталя после войны остались развалины. Теперь там стадион, раньше он назывался «Химик».
Надо сказать несколько слов и о тех, кто работал в госпитале. Все военные врачи числились военными чиновниками и поэтому имели гражданские чины. Военная служба связана с частыми перемещениями, поэтому надолго никто в Могилеве не задерживался и особых следов после себя не оставил. Известно, что старшими (главными) врачами госпиталя работали И.Буковецкий, И.Зелиговский, С.Козаковский, Н.Скоковский, А.Порчинский, Н.Кадацкий.
Дольше всех, с 1852 по 1874 год, проработал главным врачом статский советник Алоизий Семенович Порчинский. После ухода со службы остался жить в Могилеве, где и умер в 1878 году в возрасте 66 лет и похоронен на католическом кладбище. Сохранились сведения, что в начале ХIХ-го века в госпитале работали ординаторами и выходцы из Могилева: лекари Лев-Казимир Нагумович и Кондратий Грум-Гржимайло.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by
Фото Быховских казарм из коллекции Олега Лисовского