История Могилева: военные школы Императорской армии
В истории Могилева был период, когда в городе действовали одновременно три военно-учебных заведения. А их появлению способствовало нахождение в городе с 1816 по 1830 год штаба 1-й русской армии.
До середины 1860-х годов военно-учебные заведения России, в основном кадетские корпуса, давали лишь около трети от всего числа офицеров, необходимого для российской армии. Основным способом пополнения офицерского корпуса было производство дворян в офицеры после трех лет действительной службы унтер-офицером, без получения специального военного образования.
Общеобразовательная и военная подготовка таких офицеров не соответствовала требованиям времени, поэтому эту проблему командование русской армии пыталось решить на местах путем создания юнкерских и офицерских школ.
Генерал К.Ф.Толь, начальник штаба 1-й русской армии в 1824-1826 г.г.
Школа армейских подпрапорщиков в Могилеве
Первая такая школа появилась в 1822 году при штабе 1-й русской армии в Могилеве. Называлась она школа армейских подпрапорщиков.
Школа эта, устроенная только для дворян служащих нижними чинами состояла из 120 подпрапорщиков и юнкеров, образовавших роту. Наблюдение за преподаванием вверено было инспектору, штаб-офицеру по квартирмейстерской части, состоявшему при офицерской школе. Чтением наук занимались девять преподавателей; в числе их считались капральные (взводные) офицеры, преподававшие уставы, два или три офицера квартирмейстерской части и преподаватели, приглашенные из местной гимназии.
Молодые люди в эту школу поступали из корпусных школ, где готовились целый год, или выдержавшие экзамены в русской грамматике, русской истории, всеобщей географии, арифметике, начальных оснований алгебры - до уравнений 2-й степени, основы геометрии, причем от уроженцев остзейских и западных губерний требовалось умение читать, писать и объясняться по-русски.
Обучение в школе длилось два года. Кроме общих предметов, из которых особенное развитие давалось математике и русскому языку, в школе преподавались: воинский устав об устройстве и управлении войск, делопроизводство с сочинением разного рода деловых бумаг, воинский устав строевой и гарнизонной службы, топография, съемка, черчение планов, каллиграфия, начальные основания тактики. Сверх того, отличнейших юнкеров обучали верховой езде и фехтованию, а всех юнкеров - строевым учениям и стрельбе в цель.
Лучшие юнкера по наукам и поведению производились в офицеры и переводились в офицерскую школу, которая находилось тоже в Могилеве. Прочих юнкеров после успешного окончании курса производили в офицеры наравне со сверстниками в полках, по представлению полковых командиров, на вакансию, если они не хотели оставаться на другой год, для повторения курса.
Офицерская школа для подготовки квартирмейстеров
С 1820 года в зданиях бывшего иезуитского монастыря размещалась офицерская школа для подготовки квартирмейстеров. Появление этой школы было связано с острым дефицитом офицеров понимающих штабную работу. Для такой работы требовалось знать тактику и стратегию, хорошо разбираться в топографии, понимать особенности всех родов войск и принципы взаимодействия между ними.
В школу принимали молодых офицеров окончивших кадетские училища и выдержавших вступительный экзамен. По результатам экзамена отбирали 30 наиболее лучших курсантов. Обучение длилось два года. В первый год много времени уделялось практическим занятиям в учебном пехотном батальоне и учебном эскадроне при штабе 1-й армии. Военную теорию преподавали офицеры квартирмейстерской части, получавшие за это двойной оклад по занимаемой должности. Привлекались к преподаванию общих предметов и учителя губернской гимназии.
Подпрапорщик (портупей-прапорщик) 33-го Старо-Ингерманландского полка, эстандарт-юнкер 7-го драгунского Новороссийского полка (в центре) и подхорунжий лейб-гвардии Уральского казачьего эскадрона.
После первого года обучения следовал экзамен, по результатам которого лучшие курсанты продолжали обучение, а остальных отправляли в полки, где они раньше служили. На втором курсе особое внимание уделялось математике, геодезии и топографии, иностранным языкам, географии и фортификации. Курсантов успешно окончивших школу оставляли при штабе армии для проведения геодезических и топографических съемок, которые в то время в большом объеме проводились на территории западных губерний России. Офицеры-квартирмейстеры зачислялись в свиту Императора по квартирмейстерской части, а 1827 года всех квартирмейстеров перевели во вновь образованный Генеральный штаб.
Школа по обучению нижних чинов
В 1820 году в Могилеве открылась школа по обучению нижних чинов. Дело в том, что в то время почти все солдаты и унтер-офицеры в армии были полностью неграмотными и, чтобы как-то исправить положение, решено было организовать дивизионные и полковые школы. А преподавателей для этих школ планировалось готовить в Могилеве из наиболее способных к обучению нижних чинов.
В эти годы в Могилеве существовало военно-сиротское отделение на 200 воспитанников для солдатских сирот, их ещё называли кантонистами. На базе этого отделения и разместилась школа. В школу ежегодно набирали 155 человек, из них 80 лучших воспитанников военно-сиротского отделения и 75 юнкеров, унтер-офицеров и рядовых из полков 11-й пехотной дивизии и Жандармского полка. Обучение длилось три года. После каждого года неспособных отправляли назад в свои части, а тех, кто успешно окончил школу, производили в офицеры. Размещалась школа в каменном двухэтажном здании по Шкловской улице на окраине города.
Школа армейских подпрапорщиков просуществовала шесть лет, а в 1830 году, после переезда штаба 1-й русской армии в Киев, закрылись и две остальные школы.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by