Оборона Могилева: фильм «Днепровский рубеж». Разбор полетов. Часть третья
Продолжаем сопоставлять сценарий фильма "Днепровский рубеж" с реальными историческими фактами. Первую часть смотрите по ссылке. Вторую часть смотрите по ссылке.
Часть III
Благодаря сюжетной линии Зоя Синцова – генерал Зубов, в фильме достаточно подробно показана работа военных медиков.
5 июля Зоя привозит раненного командира в госпиталь, расположенный в Могилеве. Надо сказать, что по штату стрелковой дивизии госпиталь не полагался. Имелся медико-санитарный батальон, где после первичной сортировки и обработки ран бойцы и командиры отправлялись дальше, в корпусной подвижной полевой госпиталь (ППГ), а оттуда санитарными поездами в тыловые эвакогоспиталя. Такой госпиталь ППГ №2383 с 1 по 15 июля находился в Чаусах. 15 июля немцы захватили Чаусы, ППГ успел передислоцироваться в другое место, но эвакуация раненых из Могилева в тыл прекратилась.
Конечно, медсанбат мог располагаться и в городе, что потом и произошло. Но по прибытии в Могилев, как вспоминала ст.медсестра этого медсанбата Е.Алпатова, они разместились в лесу в палатках. Обычно все тыловые службы находились в одном месте, неподалеку от шоссе, связывающее их с базой снабжения. А ввиду того, что эта база размещалась в Чаусах, то можно предположить, что тылы 172-й дивизии находились в районе д.Затишье, что на Чауском шоссе. Там же располагался и штаб и управление дивизии. Для медсанбата это место было удобно для транспортировки раненых в Чаусы в ППГ.
В одном из эпизодов мы видим, как командир дивизии Зубов решил посетить госпиталь, у входа он встречается с женщиной по имени Анна в форме военврача 3-го ранга, но почему-то обращается к ней «Ну, как дела медсестра? Перевязочных материалов хватает?» Возможно, это была шутка, но авторы приняли её буквально и в титрах этот персонаж значится как «Анна, медсестра».
Поражает совсем дикий эпизод, когда прямо перед входом в госпиталь, трупы умерших от ран сложены в несколько ярусов, и санитар лениво чуть-чуть присыпает их хлоркой в целях дезинфекции. Такого не могло быть в принципе, ибо это нарушение всех инструкций по погребению трупов военнослужащих. Никаких проблем с захоронением в Могилеве быть не могло, достаточно было вырыть братскую могилу и помещать туда тела умерших по мере их появления. Если не хватало санитаров, то эту работу можно было поручить ополченцам, которых в Могилеве насчитывалось по разным данным от 5 до 12 тысяч.
Часто в кадре появляется военврач 2-го ранга по фамилии Паршин. Врач с такой фамилией действительно участвовал в обороне Могилева – это начальник 224-го медсанбата 172-й стрелковой дивизии, военврач 3-го ранга Паршин Алексей Иванович. Он остался в Могилеве вместе с ранеными и, как подпольщик, был казнен немцами в октябре 1941 года на Советской площади.
В фильме мы видим, как в один из дней на третьем участке обороны, это за Днепром юго-восточнее Могилева, немцы разгромили полевой госпиталь и начальник медсанбата оправляет медсестру Зою Синцову разобраться, что там, да как. Просто смешно это наблюдать, если учесть, что в медсанбате числилось 51 командир разного ранга, в том числе и 24 врача. А выбрали медсестру, недоучившуюся студентку в рядовом звании. Да и не было никаких полевых госпиталей под Могилевом.
Странно и то, что едва очутившись в медсанбате, Зоя участвует в операциях, и не только участвует, а и лихо накладывает послеоперационные швы. И это при том, что в операционно-перевязочном взводе медсанбата работали 15 хирургов и два десятка специально обученных хирургических сестер в звании старших сержантов. А Зоя, судя по петлицам, обычный красноармеец, что соответствовало должности санитарки.
С военврачом 2-го ранга Паршиным в фильме связан эпизод, когда его вызывают на допрос к гэбистам. Пишу к гебистам, потому что непонятно, то ли в особый отдел дивизии, то ли в областное управление НКГБ. Это мы рассмотрим в другой раз, речь о том, что в действительности никого вызова не было. Указание внести изменение в карточки пациентов медсанбата поступило вечером, перед самым уходом дивизии из Могилева. И пока дивизия, а вместе с ней и гэбисты, прорывалась из города, врачи и фельдшера медсанбата, оставленные в Могилеве с ранеными, всю ночь занимались переписыванием историй болезни командиров и комиссаров, членов партии и комсомольцев, удаляя из них данные о партийности и должности. Что потом помогло спасти жизнь многим раненым.
Продолжение следует.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.
Кадры из фильма "Днепровский рубеж"
Кадры из фильма "Днепровский рубеж"