История Могилева: бой 35-го автобронеотряда
В былые времена, направляясь в парк им.Горького, каждый раз приходилось миновать скромную мраморную плиту, на которой золотыми буквами значилось:
«Здесь похоронены воины Красной Армии, коммунисты-могилевчане, павшие в период гражданской войны 6 июля 1920 года в боях на подступах к городу Могилеву".
В то время ни автобронеотряд, ни белополяки меня не интересовали. Хотя, читая книги по истории Могилева, всегда встречал краткое описание боя с участием броневиков РККА в районе деревни Тейковичи, это недалеко от Бобруйска. Создавалось впечатление, что этим эпизодом, имеющим косвенное отношение к Могилеву, и ограничилось участие города в советско-польской войне 1919-1920 года.
Могилев. Советская площадь. Памятная плита на братской могиле
Правда, в глаза бросались и различные варианты описания боя и число жертв. Например, в энциклопедическом справочнике «Могилев», в одном месте сообщалось, что на Советской площади были похоронены 15 бойцов, а через несколько страниц читатель мог узнать, что
«В кровопролитных боях отдали свою жизнь почти все бойцы 35-го бронеотряда во главе c могилевчанином коммунистом М.Н.Грачевым».
Выходило, что или бронеотряд состоял из 15 человек или большая часть отряда похоронена в другом, неведомом авторам книги месте.
А вот что об этом пишется в книге «Могилев» изданной в 1971 году:
«Бронеотряд, возглавляемый могилевским коммунистом Н. М. Грачевым, вел бои на Бобруйском направлении. На рассвете 4 июня 1920 г. у деревни Тейковичи бронеотряд (5 машин с 19 бойцами) неожиданно попал в засаду. Враги открыли ураганный огонь. Когда кончились боеприпасы, оставшиеся в живых советские воины вышли из машин и бросились на врага врукопашную. Почти все они погибли в неравном бою».
В книге «Память. Могилев», попавшей читателям в 1999 году, сообщается, что 35-й бронеотряд на 5-ти броневиках отправился в разведку по Бобруйскому шоссе и в бою в районе Тейковичи потерял 17 человек убитыми и все они были похоронены в братской могиле на Советской площади.
Могилев. Площадь Славы. Так выглядит памятник в наши дни
А теперь будем разбираться, как это было на самом деле.
Начнем с того, что по штату автобронеотряд (АБО) РККА состоял из 101 человека, из них боевой состав 61 человек, остальные занимались обслуживанием. На вооружении полагалось иметь пять бронеавтомобилей, из них один пушечный, 4 легковых машины и 8 грузовых, 4 мотоцикла и 6 велосипедов.
Так выглядели бойцы автобронеотрядов РККА
Теперь о боевой обстановке. После того, как поляки летом 1919 года предприняли наступление, и дошли до реки Березина, позиции сторон не менялись. На левом берегу реки закрепились части РККА, а на другом белополяки. Сплошной линии фронта не было, противники располагались в опорных пунктах и время от времени совершали вылазки в тыл врага.
Так продолжалось до мая 1920 года, когда руководство РККА решило организовать большое наступление. Но операция провалилась, и обе стороны остались при своих интересах. На Бобруйском направлении наступление не проводилось, там, как год назад обосновалась в Бобруйске 14-я пехотная дивизия белополяков, там так и оставалась. Передовые отряды этой дивизии выдвинулись на 5-10 км в строну Могилева и там организовали оборону. Красная Армия в лице 10-й стрелковой дивизии их не трогала, закрепившись чуть дальше по шоссе.
Броневик "Фиат-Ижорский"
В конце мая 1920 года командование 14-й пехотной дивизии получило сведения, что РККА начинает сосредотачивать свои силы против позиций дивизии. Было принято решение провести разведку боем в направлении деревень Козуличи-Столпище. Колонна капитана Леговского в составе 3-го батальона 56-го пехотного полка при поддержке пулеметной роты и артбатареи 3 июня в 22-30 двинулась в сторону деревни Столпище. В ходе марша выяснилось, что в Столпище находится до батальона пехоты противника при 4-х броневиках.
Капитан Леговский принял решение атаковать д.Столпище при поддержке 55-го пехотного полка, которому командованием дивизии было приказано наступать с юго-запада. Чтобы предотвратить отход противника в сторону Могилева, одну пехотную роту послали оседлать шоссе севернее моста через безымянную речку.
Пушечный броневик "Ланчестер"
В ходе боя броневики пытались прорваться к Могилеву. Как потом выяснилось бронеотряд состоял их двух пулеметных «Фиатов», одного пушечного «Ланчестера», одного пушечного «Гарфорд-Путиловца» с именем «Уралец». Так вот, одному «Фиату» удалось проскочить мост и заграждение, у следовавшего за ним второго «Фиата» заглох мотор и поляки забросали его гранатами.
Не повезло и «Ланчестеру».Только он выбрался из деревни на шоссе, как там появилась польская батарея. Увидев броневик, поляки быстро развернули к бою одно орудие и открыли огонь. Прямым попаданием снаряда броневик был уничтожен, а экипаж полностью погиб. Самый тяжелый и неповоротливый броневик «Гарфорд-Путиловец» съехал в придорожную канаву и там застрял.
Пушечный броневик "Гарфорд-Путиловец" из состава 35-го АБО
Пехотный отряд РККА в Столпище был разгромлен. Поляки захватили в качестве трофеев три броневика, две легковых и две грузовых автомашины, три орудия и 16 пулеметов. Потери польской стороны составили 8 убитых и 16 раненых. О потерях Красной Армии данных нет, поляки говорят только о 50 пленных красноармейцах.
Трофеи захваченные белополяками в Столпище 4 июня 1920 года
Бой в Столпище интересен и тем, что в его ходе Красной Армией был впервые применен танк из состава 1-го танкового отряда РККА. Танк британского производства МК-А № 322 «Стенька Разин», находившийся при штабе 30-й бригады, был выдвинут для поддержки броневиков. Не доезжая 1,5 версты до деревни Столпище, «Уиппет» вступил в бой. Польские батареи немедленно открыли по нему огонь. Осколками бомбы, сброшенной с польского аэроплана, у «Стеньки Разина» повредило левый мотор, машина встала. Экипаж, сняв замки с пулеметов, покинул танк, после чего несколькими снарядными попаданиями машина была разбита. Впоследствии танк был разобран красными и по частям перевезен в Могилев.
Танки танкового отряда РККА. 1920 год
После боя, забрав трофеи, белополяки вернулись на свои прежние позиции. Это и дало возможность перевезти погибших бойцов 35-го бронеотряда в Могилев и там захоронить. Правда, на одном из Интернет-сайтов сообщается, что в бою в Столпище принимали участие и броневики 7-го автобронеотряда. Насколько это соответствует действительности, сказать трудно: о деятельности этого отряда в составе 16-й армии Западного фронта ничего неизвестно.
Из трех захваченных броневиков белополякам удалось ввести в строй только один - «Гарфорд»,который в дальнейшем под именем «Генерал Шептицкий» принимал участие в боях с Красной Армией.
Что касается Тейкович, то такого населенного пункта в 1920 году около Бобруйска не обозначено, зато есть Тейкичи. Так эта деревня называется и в польских документах того периода. А как Тейкичи превратились в Тейковичи – это уже другой вопрос.
По результатам боя пять человек из состава 35-го АБО были награждены орденом Красного Знамени РСФСР. Это Лев Альбов и Иван Филатов, водители бронемашин, Василий Усов, командир бронемашины, Петр Кулагин и Александр Михайлов, пулеметчики.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by