Могилевская жена адмирала Алексея Грейга
В конце ХVШ — начале XIX века в губернском городе Могилёве жил трактирщик Михель Сталинский. Когда в 1816 году в городе разместился штаб 1-й русской армии, Михель подсуетился и открыл для господ генералов и офицеров небольшой ресторанчик. В мирное время у штабистов работы немного, а развлечений в захолустном Могилевеого никаких, так что от посетителей отбоя не было. В ресторане прислуживали две красивые девушки - Ривка и Лея, дочки Михеля. Общаясь с офицерами, девицы постепенно научились благородным манерам, расширили свой кругозор,стали понимать французский язык.
Посетители тоже не обходили вниманием бойких красавиц.Первой вышла замуж за поляка капитана Кульчинского Лия, которую дома звали Лейкой. По тогдашним законам ей для этого надо было сменить иудейскую веру на христианскую. В какую она перешла, установить не удалось.Семейные дела не заладились,однако Кульчинский был католиком, , а католиков не разводят.Поэтому Лия решила сбежать от мужа куда подальше.Кстати, став женой адмирала Грейга, протестанта по религии, она всех их совместных детей воспитала в лютеранстве и похоронена на лютеранском кладбище в Петербурге. Поэтому, можно считать, что религия не представляла для бывшей Леи, ставшей Юлией, нравственной проблемы.
Адмирал Алексей Гоейг
В это время могилевские евреи прознали,что Черноморскому флоту требуется лес для постройки судов.Вот и решено было отправить Лею,теперь уже Юлию,на разведку в Николаев ,где находились главные судостроительные верфи.До Николаева путь неблизкий, но в 1820 году Юлия там появилась. В адмиралтействе, отвечавшем за постройку судов, с девицей не стали разговаривать и тогда Юлия добилась аудиенции у адмирала Грейга,командира Черноморского флота и военного губернатора Севастополя и Николаева.
Потомственный военный моряк,убежденный 45-летний холостяк Алексей Грейг пал под чарами красоты, обаяния и обольстительных манер Юлии и вскоре она поселилась в жилом флигеле большого дома адмирала. Вначале она была экономкой-содержанкой, но быстро стала фактической женой адмирала.Шотландец по происхождению Грейг антисемитом не был.Но, зная отношение тогдашнего общества к евреям, свою связь с Юлией пытался скрыть. Женитьба на иноверке, да ещё и еврейке, в те времена было поступком, который говорил о личной смелости и порядочности адмирала.
В 1827 году ,через два года после рождения первого сына, Грейги тайно обвенчались. Но адмирал по-прежнему скрывал свою женитьбу. Заполняя послужной список в 1831 году, он записал: “Англицкого вероисповедания. Холост” А к этому времени он был отцом трех сыновей и дочери, через год родился и четвертый сын.
Юлия Грейг в 1840-х годах
В 1927 году в Николаев переехал с семьей ещё один могилевчанин - купец Шлема Мошкович (Моисеевич) Рафалович.Тут дело не обошлось без Юлии, ведь женой купца была сестра Юлии, Ревекка. Сначала Рафалович занимался поставками различных товаров (в основном судостроительного леса) для обеспечения нужд Черноморского флота и адмиралтейства. Ознакомившись с обстановкой, понял, что способен на большее, и решил заняться судостроительным бизнесом. Рассчитывая, при этом, на поддержку со стороны адмирала Грейга.
В 1836 г. Рафалович выиграл первые торги на постройку двух кораблей. Правда, к этому времени семья Грейгов уже переехала в Петербург,а Черноморским флотом командовал адмирал Лазарев.Купец строил корабли в Спасском адмиралтействе, эллинги которого восстановил за свой счет. До 1846 г. построил пять 84-пушечных линейных кораблей: «Гавриил»,«Уриил», «Ягудиил», «Ростислав», «Святослав».
Накануне смерти в 1846 г. Рафалович выиграл подряд на постройку 120-пушечного корабля «Париж», обязательства по исполнению которого перешли к его наследникам – сыну Александру Шлемовичу (Соломоновичу) и жене *Ревекке (Рывке, Ривке).
Линейный 120-пушечный корабль "Париж" построенный на верфи Рафаловичей в Николаеве
В 1847 г. Рафаловичи повторно восстановили в Николаеве эллинги Спасского адмиралтейства, на которых продолжили постройку судов для Черноморского флота.Среди построенных ими были наиболее совершенные для своего времени 120-пушечные корабли «Париж» и «Великий князь Константин», первая императорская яхта Черноморского флота «Тигр» и самый крупный в истории арусного флота 135-пушечный парусно-винтовой корабль «Цесаревич». Всего Александр и Ревекка построили не меньше 13, по большей части крупных, судов. связи с поражением Российской империи в Крымской войне и заключением арижского мирного договора 1856 г., запрещавшего Российской империи иметь Черноморский флот, Рафаловичи с 1860 г. прекратили постройку кораблей и занялись поставками и торговлей.
Юлия Грейг родила адмиралу четырех сыновей и трех дочерей. И хотя брак не был официально признан, все братья были приняты в Пажеский корпус, где учились дети только высокопоставленных дворян. Никто из сыновей Грейга военным моряком не стал. Служили они по сухопутной части, но больших успехов не добились. Кроме Самуила, который пристраиваясь к различным комитетам и комиссиям, в результате добрался до должности министра финансов, но усидел на ней всего два года..
Адмирал Алексей Грейг в Петербурге занимался научной и общественной деятельностью, был членом Государственного Совета, основал Пулковскую обсерваторию. Умер в 1845 г.в Петербурге.Там же умерла в 1882 г. и Юлия.
.
Леонид Плоткин, специально для сайта Masheka.by