Синагоги и молитвенные школы Могилева в начале ХХ - го века
В начале ХХ - го века почти половину населения Могилева составляли евреи. Нация эта была очень набожной. Согласно иудейской религии, евреи были обязаны молиться три раза в в день: после восхода Солнца, до заката и после заката.Молиться можно было и дома , в одиночку, но такая молитва считалась малодейственной. Чем больше людей молилось вместе, тем с большей вероятностью Бог мог услышать просьбы верующих.
Поэтому у евреев существовали многочисленные помещения, где они могли проводить общественные молитвы. Эти помещения делились на синагоги и молитвенные школы.
Синагога "Шир-Гашерим" .1901 г.По фото Н.Останковича
В еврейском быту обычно все места для общественных молитв назывались синагогами. Однако, в российском законодательстве было четкое разделение на синагоги и молитвенные школы.Например, «…если в городе или селении число еврейских домов не более тридцати, то дозволяется евреям иметь только одну молитвенную школу, если же оно простирается до восьмидесяти, то сверх молитвенной школы они могут иметь синагогу, а где число еврейских домов более восьмидесяти, там могут быть заводимы для каждых тридцати домов по одной школе и для каждых восьмидесяти домов по одной синагоге».
По данным статистических отчетов, в Могилеве в 1909 г. имелось 1 каменная и 2 деревянные синагоги, а также 38 молитвенных школ.
Списков синагог и молитвенных школ Могилева в архивах обнаружить не удалось. Но. в каждое еврейское молитвенное учреждение назначалось на трехлетний срок духовное правление в составе старосты, казначея и ученого еврея. Кандидатуры предлагались самими еврейскими общинами, а утверждались губернатором.
Списки духовных правлений публиковались в газете «Могилевские губернские ведомости».Из этих публикаций видно. что в 1906-1912 г.г.в Могилеве действовали следующие синагоги и молитвенные школы в алфавитном порядке:
" Альтшуллер"
" Бейс-Иосиф",Екатерининская ул.
" Бет-Тефила"
" Бет-Яков"
" Большая"
" Восикан" ,Школище
«Гилеля Ривлина»
" Залмана Лурье",Днепровсеий пр.,19
" Зарезин",Школище
" Зридек",Школище
" Израиля Ратнера"
" Ицки Ратнера"
«Кнесет- Изроел»
" Купеческая",Почтовая ул.
" Любавичская"
" Машнаис"
" Мовши Шура",Семинарский пер.
" Моноса Иофина"
" Мясницкая"
" Немецкая"
" Новохосидская"
" Поэль - Цедек",Маковецкий пер.
" Райхинштейна",Красный пер.
" Сагала",Быховская ул,6
" Сапожная",Крейдиков пер.
" Синагога старая большая",Московское предместье
" Синагога холодная",Школище
" Синагога Шмерки Цукермана" ,Б.Садовая ул.
«Сендерихиина»
«Сичикова»
" Солдатская",на Дубровенке
" Старосельская"
" Стекольная" («Ермы Лурье»),Школище
" Танах"
" Техелим"
" Тылим",Виленская ул.,2
" Хайкина и Кацмана",Крейдиков пер.
" Хайодум" («Хайе-Адам»),на Дебре
" Хаси Коновицер"
«Хасидская Хаима Берлина»
" Шатер-Яков"
" Шир-Гашерим",Виленская ул.
" Шлиомы Житомирского"
" Шохора и Горловского",Луполово
" Эйн - Яков"
" Эфрона",Днепровский пр,26
В списке 46 позиций, хотя по статистике должна была быть 41 в этот период времени. Можно предположить, что одни заведения открывались, другие закрывались или меняли название. В публикациях по истории Могилева можно встретить и другие названия молитвенных школ, но они не находят подтверждения официальными документами.
По названиям из списка невозможно однозначно установить, какие позиции относятся к синагогам, какие к молитвенным школам. В списке встречается три раза слово «синагога»,но в тоже время нет упоминания о некоторых религиозных учреждениях, которые по своим параметрам ,например, по вместимости, соответствовали требованиям к синагогам.
Как уже упоминалось , многие могилевские евреи все свои молитвенные учреждения называли синагогами. Между тем различия между ними были, и не только в условиях открытия.Но об этом в следующий раз.
Леонид Плоткин,специально для сайта masheka.by