21-10-2015, 21:57
Леонид Плоткин
3 059

Оборона Могилева: как дальний бомбардировщик оказался на аэродроме Луполово



Известно, что в начале войны на могилевском аэродроме Луполово базировались истребители из 43-й авиадивизии под командованием генерала Захарова. Из многих истребительных полков Западного Особого военного округа именно полки этой дивизии сумели сохранить материальную часть, да и то только потому, что находились 22 июня 1941 года достаточно далеко от границы.

28 июня на аэродроме Луполово появились перелетевшие из  Минска средние бомбардировщики СБ  313-го отдельного разведывательного авиаполка. О деятельности этого полка нам известно из воспоминаний  парторга  капитана Кравченко  М.С., в своё время опубликованных в книге «Солдатами были все». Надо отметить, что некоторые  могилевские историки слишком доверчиво относились  к воспоминаниям фронтовиков.

Например, они поверили словам Кравченко, что 25 июня 1941 г. сто лучших экипажей бомбардировщиков во главе с командиром первой эскадрильи майором Титовым ночью совершили налет на Гамбург. Ну, во-первых, первая бомбардировка территории Германии   авиацией СССР состоялась 8 августа   1941 года силами авиации Балтийского флота.10 августа к налетам на Германию по приказу  И.Сталина подключилась 81-я бомбардировочная дивизия дальнего действия. Во-вторых, никаких налетов по 100 бомбардировщиков, в лучшем случае 36 машин. И, наконец, никакого участия авиация Западного фронта, в состав  которой входил 313-й авиаполк, в этих налетах не принимала и такой задачи ей не ставилось.

Могилевская Википедия поверила словам Кравченко, что на  краю  аэродрома  Луполово были захоронены летчики  его полка. Однако из списка боевых потерь 313-го авиаполка видно, что все перечисленные Кравченко летчики и другие члены экипажей пропали без вести, т.е. просто не вернулись из полета и дальнейшая их судьба неизвестна.

Когда немцы  захватили  Могилев, то на  аэродроме Луполово они обнаружили несколько десятков неисправных истребителей И-16,а также один дальний бомбардировщик ДБ-3Ф ( ИЛ-4).С истребителями было понятно - они принадлежали  43-й авиадивизии и были брошены при отступлении. А вот как оказался там  дальний бомбардировщик, оставалось загадкой. И только когда появилась в печати книга воспоминаний летчика 412-го тяжелого  бомбардировочного полка Н.Богданова, выяснилось, что 23 июня 1941 года полк получил приказ бомбить объекты на территории  Польши. Возвращаясь поздним вечером на свой аэродром  под Смоленском, бомбардировщики в районе Могилева были атакованы своими же истребителями. В результате ДБ-3Ф лейтенанта  В.К.Кайеревича получил повреждения и был вынужден совершить посадку на  аэродром Луполово. Лейтенант Кайеревич, опытнейший летчик( полк  был укомплектован лучшими летчиками Гражданского Воздушного  Флота, способными летать в любых погодных условиях днем и ночью) посадил тяжелую машину на брюхо. Уже на земле выяснилось, что молодые летчики-истребители с трудом распознают силуэты своих и вражеских самолетов.


Могилев. Военный аэродром Луполово. Июль 1941 г. Бомбардировщик ДБ-3Ф из состава 412-го тбап

Экипаж лейтенанта Кайеревича вернулся в свой полк и продолжил боевую работу. А ДБ-3Ф так и остался лежать на аэродроме Луполово. Ремонтировать его никто не собирался ибо 43-я истребительная дивизия даже свои неисправные машины не имела возможности привести в рабочее состояние. Что и запечатлели немцы на своих фото.

ЛЕОНИД  ПЛОТКИН, СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ САЙТА MASHEKA.BY


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!

Социальные комментарии Cackle