Оборона Могилева: как дальний бомбардировщик оказался на аэродроме Луполово
Известно, что в начале войны на могилевском аэродроме Луполово базировались истребители из 43-й авиадивизии под командованием генерала Захарова. Из многих истребительных полков Западного Особого военного округа именно полки этой дивизии сумели сохранить материальную часть, да и то только потому, что находились 22 июня 1941 года достаточно далеко от границы.
28 июня на аэродроме Луполово появились перелетевшие из Минска средние бомбардировщики СБ 313-го отдельного разведывательного авиаполка. О деятельности этого полка нам известно из воспоминаний парторга капитана Кравченко М.С., в своё время опубликованных в книге «Солдатами были все». Надо отметить, что некоторые могилевские историки слишком доверчиво относились к воспоминаниям фронтовиков.
Например, они поверили словам Кравченко, что 25 июня 1941 г. сто лучших экипажей бомбардировщиков во главе с командиром первой эскадрильи майором Титовым ночью совершили налет на Гамбург. Ну, во-первых, первая бомбардировка территории Германии авиацией СССР состоялась 8 августа 1941 года силами авиации Балтийского флота.10 августа к налетам на Германию по приказу И.Сталина подключилась 81-я бомбардировочная дивизия дальнего действия. Во-вторых, никаких налетов по 100 бомбардировщиков, в лучшем случае 36 машин. И, наконец, никакого участия авиация Западного фронта, в состав которой входил 313-й авиаполк, в этих налетах не принимала и такой задачи ей не ставилось.
Могилевская Википедия поверила словам Кравченко, что на краю аэродрома Луполово были захоронены летчики его полка. Однако из списка боевых потерь 313-го авиаполка видно, что все перечисленные Кравченко летчики и другие члены экипажей пропали без вести, т.е. просто не вернулись из полета и дальнейшая их судьба неизвестна.
Когда немцы захватили Могилев, то на аэродроме Луполово они обнаружили несколько десятков неисправных истребителей И-16,а также один дальний бомбардировщик ДБ-3Ф ( ИЛ-4).С истребителями было понятно - они принадлежали 43-й авиадивизии и были брошены при отступлении. А вот как оказался там дальний бомбардировщик, оставалось загадкой. И только когда появилась в печати книга воспоминаний летчика 412-го тяжелого бомбардировочного полка Н.Богданова, выяснилось, что 23 июня 1941 года полк получил приказ бомбить объекты на территории Польши. Возвращаясь поздним вечером на свой аэродром под Смоленском, бомбардировщики в районе Могилева были атакованы своими же истребителями. В результате ДБ-3Ф лейтенанта В.К.Кайеревича получил повреждения и был вынужден совершить посадку на аэродром Луполово. Лейтенант Кайеревич, опытнейший летчик( полк был укомплектован лучшими летчиками Гражданского Воздушного Флота, способными летать в любых погодных условиях днем и ночью) посадил тяжелую машину на брюхо. Уже на земле выяснилось, что молодые летчики-истребители с трудом распознают силуэты своих и вражеских самолетов.
Могилев. Военный аэродром Луполово. Июль 1941 г. Бомбардировщик ДБ-3Ф из состава 412-го тбап
Экипаж лейтенанта Кайеревича вернулся в свой полк и продолжил боевую работу. А ДБ-3Ф так и остался лежать на аэродроме Луполово. Ремонтировать его никто не собирался ибо 43-я истребительная дивизия даже свои неисправные машины не имела возможности привести в рабочее состояние. Что и запечатлели немцы на своих фото.
ЛЕОНИД ПЛОТКИН, СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ САЙТА MASHEKA.BY