Оборона Могилева: фильм «Днепровский рубеж».Разбор полетов. Часть шестая
Часть VI заключительная
Первая часть по ссылке
А теперь собственно о боях. Поскольку авторы фильма сосредоточили свое внимание на Бобруйском направлении, я поступлю также. Сразу можно заметить, что авторы не заморачивались поиском достоверной информации об обороне Могилева, а ограничились изучением сборника воспоминаний «Солдатами были все», переизданном аж в 1972 году под бдительным присмотром Политуправления Белорусского военного округа и Могилевского областного комитета компартии БССР.
То ли у авторов сборника попуталось что-то в голове, то ли цензоры повлияли, но в результате, как и в книге, так и в фильме рассказанное и показанное, мягко говоря, несколько отличается от действительности.
В фильме четко показано при помощи экранных титров, что бои с применением немцами танков происходили аж три дня: с 11 по 13 июля включительно. Хотя на самом деле бой на Буйничском поле состоялся только 12 июля 1941 года. Ко времени создания фильма это было известно, ведь за два года до этого белорусский историк С.Новиков опубликовал архивные документы, касающиеся этого события.
Вообще немецкие танки очень понравились авторам фильма, они фигурируют до самых последних дней обороны Могилева, а фактически были у Могилева только один день - 12 июля. Странно наблюдать, как немецкие танки и мотоциклы маркированные буквой «G» с боем продвигаются по узким улицам города. Видно авторы не знали, что танковая группа Гудериана уже была далеко от Могилева, а штурмовала город обычная 15-я пехотная дивизия 2-й полевой армии. Да если бы и были танки, то немцам хватило бы ума не пускать их по улицам, где они могли запросто получить сверху из окна бутылку с зажигательной смесью. И по фильму получали.
Авторы считают, что 20 июля немцы прорвали оборону 388-го стрелкового полка у Буйничи, на самом деле упорные бои на этом рубеже продолжались несколько дней и именно здесь противник, 23-я пехотная дивизия, понес самые значительные потери.
В одном из эпизодов мы видим, как после 20 июля московские корреспонденты собираются покинуть Могилев на самолете и приглашают Зою Синцову примкнуть к ним, то есть фактически дезертировать из армии. Фактически корреспонденты, а в реале это были Симонов и Трошкин, пробыли в Могилеве один день и уехали из него 14 июля в сторону Чаусы на легковушке, чуть не попав немцам в лапы.
Замполит дивизии оборонявшей Могилев, полковой комиссар Черниченко, не был отправлен в тыл на самолете с документами на награждение отличившихся в боях. При попытке вырваться из города он попал в плен, но выжил. Наградные документы попали куда надо, но другим путем. И те, кто отличился в первых боях, а это 50 человек, были награждены в августе 1941 года, хотя в момент издания указа судьба их оставалась невыясненной.
Из боев запомнился ещё один эпизод, когда бросившийся на спасение Зои Синцовой комдив Зубов возглавил атаку. Атакующие идут плотной цепью, не спеша, как на параде, примерно так, как немцы во время мифической психической атаки под Буйничами. Только знамен не хватало. Тут непонятно, то ли дураки, то ли герои, ведь было достаточно одного пулемета, чтобы выкосить всю эту команду.
А вот ещё бой на станции Могилев-1 на фоне паровозов. Такое могло произойти в Бресте или Гродно, но только не в Могилеве, где все паровозы и исправные вагоны были заблаговременно угнаны в тыл.
На этом можно и закончить. Надеюсь, что внимательные читатели получили более полное представление о событиях, происходивших в Могилеве в июле 1941 года.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by