Оборона Могилева: фильм «Днепровский рубеж». Разбор полетов. Часть первая
Недавно мы отмечали в который раз День Победы, и в который раз по телевидению был показан фильм «Днепровский рубеж». Хотя фильм появился в кинопрокате в 2009 году, я не обращал на него внимания, полагая, что авторы ничего нового мне про оборону Могилева не скажут. Так оно в принципе и получилось. Правда, многие моменты в фильме вызвали недоумение, поскольку были далеки от действительности. И подумалось, что сотни тысяч зрителей, в том числе большинство могилевчан, про оборону Могилева будут судить по этому фильму. Ведь мало кто пойдет в библиотеку, чтобы прочитать многостраничную книгу, основанную на исторических документах. Гораздо приятнее знакомиться с войнушкой лежа на диване.
Конечно, можно сказать, что упомянутый фильм – художественный и не претендует на историческую правду. Но с другой стороны в фильме указывается конкретное место и время многих эпизодов, в фильме мы видим фамилии людей, действительно принимавших участие в обороне Могилева. Это майор Катюшин, военврач Паршин, капитаны Давыдов и Гаврюшин, лейтенанты Пешеванов и Анненков, облвоенком Воеводин. Как видим, фильм претендует на некоторую документальность. Если бы шла речь о каком-то условном городе М. и действия происходили просто в начале войны, то никаких бы претензий к авторам не было. Но поскольку это не так, то есть смысл провести разбор полетов.
Итак, приступаем. Взять хотя бы название фильма. Днепровский рубеж – понятие растяжимое. В 1941 году бои вдоль Днепра шли от Орши до впадения реки в Черное море. Однако лента рассказывает именно о боях за Могилев, поэтому правильнее было бы назвать фильм «Могилевский рубеж».
Командир разведотряда ст.лейтенант Большаков. 5 июля 1941 года
Начинается фильм с довольно странного пролога. Последовательность эпизодов такая: допрос в НКВД полковника РККА с выбиванием зубов, наступление немцев в первые дни войны, протезирование зубов полковнику, будущему генерал-майору, отступление и первые пленные красноармейцы, прилет на персональном самолете командира дивизии уже в звании генерал-майора в Могилев.
Над этой чередой событий голову можно сломать. Когда происходил допрос – до начала войны или после? Если после начала, то надо сказать, что протезирование зубов проведено с рекордной скоростью недоступной даже в наши дни. Ибо комдив Зубов прибыл в Могилев 2 июля 1941 года и, двигаясь в расположение штаба своей дивизии, якобы наблюдал убытие штаба Западного фронта под Смоленск, происходившее именно в этот день.
По кадрам, где речь идет о штурме немцами дота, некоторые зрители могут подумать, что уже началась оборона Могилева, ведь не всем известно, что доты при обороне Могилева не использовались.
Что касается прототипа Зубова, генерал-майора М.Романова, командира 172-й стрелковой дивизии оборонявшей Могилев, то он репрессирован не был, в событиях на Халкин-Голе участия не принимал, а из боевого опыта мог записать себе в актив борьбу с басмачами в начале 20-х годов. В командование дивизией вступил в марте 1941 года и прибыл в Могилев 3 июля на поезде вместе со всем штабом дивизии. То есть не как в фильме, когда дивизия отправляется на фронт без командира, а он где-то зубы в это время вставляет. Анекдот, да и только.
В вагоне-ресторане на перегоне Осиповичи-Могилев. 5 июля 1941 года
Пролог закончен, и мы видим, как мчится на всех парах поезд. В поезде работает вагон–ресторан, где принимают пищу и ведут разговоры командиры РККА. Куда мчится поезд и едущие в нем люди, остается только догадываться. Но скоро мы находим и ответ в эпизоде под названием «5 июля 1941 года. Минское направление. Район реки Лахва», где этот поезд застревает на железнодорожном мосту через Лахву, обстрелянный вражеской авиацией. Правда, в какую сторону двигался поезд, картинка не поясняет. То ли командиры ехали на фронт в сторону Осиповичи, то ли убегали в ресторане на восток в Могилев.
Чтобы не сломать вам мозг, скажу сразу – такого поезда не могло быть в принципе, поскольку немцы 30 июня захватили станцию Свислочь на перегоне Осиповичи – Могилев, да 1 июля вдобавок подбили бронепоезд НКВД на участке Свислочь – Тачанка, чем заблокировали всякое движение поездов по этой ветке. Не, ну можно предположить, что Зоя Синцова сидела шесть дней в разбитом поезде ,созерцая убитого попутчика, пока в вагоне не появился старший лейтенант РККА, посланный комдивом Зубовым на разведку. Странно, что других живых пассажиров поезда разведчики не нашли.
Разведотряд на реке Лахва. 5 июля 1941 года
Кстати, о разведотряде. Железнодорожный мост через Лахву – это совсем не Минское направление, как нам сообщают авторы фильма, а скорее Бобруйское. Как вспоминал замполит дивизии, полковой комиссар Леонтий Черниченко, в фильме он выведен под фамилией Жигунов, 3 июля на минское направление в район Белыничи был выслан отряд под командованием ст.лейтенанта Волчка, а на бобруйское – разведбатальон дивизии под командованием капитана Метельского. А к железнодорожному мосту через Лахву никого не высылали, ибо там ничего было делать ни немцам, ни РККА. Глухое, труднопроходимое место. Не было там и никакого боя с немцами, как показано в фильме, немцы предпочитали двигаться вдоль шоссе и совались в лес в случае крайней необходимости. А второе, 5 июля передовые отряды противника находились далеко западнее реки Лахва. Чтобы покончить с этим эпизодом, скажу, что ни капитан Метельский, ни ст.лейтенант Волчок в госпиталь не попадали и принимали участие в обороне Могилева до последних дней.
Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by
специально для сайта masheka.by
Кадры из фильма "Днепровский рубеж"