22-09-2015, 22:20
Леонид Плоткин
2 056

История Могилева: город летчиков


В конце 30-х годов прошлого века  на улицах Могилева можно было встретить молодого полковника в летной форме и с золотой звездой Героя Советского Союза на груди. Это был командир 66-й авиационной истребительной бригады, которая дислоцировалась в Могилеве - Петр  Федорович Шевцов.

 

Бригада  была сформирована в Могилеве весной 1938 года  и состояла из двух авиаполков,33-го и 41-го. В каждом полку было  по 4 авиэскадрильи, а в каждой эскадрилье по пять звеньев. Всего на могилевском аэродроме  Луполово и окрестных оперативных аэродромах базировались  по штату 127 истребителей. Численность бригады в мирное время составляла  280 человек, из них  130 летчиков. Техническое обеспечение  авиабригады было  возложено на 11-ю авиабазу, а строительством зданий и сооружений авиагородка занимался 13-й инженерно-аэродромный батальон.

 

Каким же образом  Петр  Шевцов в 26 лет стал полковником и командиром авиабригады?

 

Молодой летчик отличился  в Испании. За свои боевые подвиги был награждён двумя орденами Красного Знамени (2.01.1937 и 4.07.1937). А 22 октября 1937 года лейтенант П. Ф. Шевцов был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 58.

 

По возвращении из Испании получил звание майора, продолжал служить в истребительной авиации, командовал эскадрильей, авиаполком, в 1938 году его назначили командиром 66-й авиационной бригады Белорусского военного округа.

 

 

 

Герой Советского Соза полковник П.Шевцов

 

Увы, столь быстрый служебный рост вскружил голову  П.Шевцову.20 июля 1939 года начальник Политического управления РККА армейский комиссар 1-го ранга Мехлис  докладывал Военному Совету НКО СССР:

 

"23 мая 1939 года командир 66-й авиационной бригады Герой Советского Союза полковник Шевцов совместно со своим подчинённым по службе командиром 33-го авиационного полка майором Акуленко организовали пьянку, окончившуюся дебошем в городе. При попытке со стороны органов милиции предотвратить это хулиганство Шевцов и Акуленко нанесли побои участковому инспектору милиции тов. Куликову и рабочему Архищеву, всячески оскорбляли их.

 

За недостойное поведение, дискредитацию звания и чести командира РККА Шевцов и Акуленко были привлечены к партийной ответственности и преданы товарищескому суду чести командного, политического и начальствующего состава. Своими постановлениями товарищеские суды ходатайствовали о снижении по должности Шевцова и Акуленко. Военный совет БОВО эти постановления признал правильными. НКО Союза ССР снял Шевцова и Акуленко с занимаемых должностей и предрешил назначить на другую работу с понижением по должности: Шевцова - командиром полка и Акуленко - помощником командира полка.

 

В заявлении от 18 июня Шевцов писал: "Понесённое взыскание считаю правильным, и это взыскание для меня будет наукой на всю жизнь. Заверяю Военный Совет: что подлинно большевистской работой оправдаю себя в своей повседневной работе и выведу соединение или часть, которую мне доверят, на 1-е место в округе по всем дисциплинам". Майор Акуленко в заявлении в ПУ РККА писал: "Я понял одно, что если после этого случая у меня будет хотя бы малейший намёк на подобное, я потеряю совесть, честь, достоинство не только как командир РККА, но как Гражданин Советского Союза".

 

Эти обещания Шевцов и Акуленко не выполнили. По личному докладу мне члена Военного Совета БОВО, дивизионного комиссара тов. Богачева, Шевцов и Акуленко вновь устроили коллективную пьянку. Начальник штаба ВВС БОВО тов. Шкурин и комиссар ВВС БОВО тов. Трубачёв объявили Шевцову и Акуленко приказ НКО о снятии их с работы, после этого Шевцов и Акуленко совместно с помощником командира бригады Титаевым и начальником штаба бригады Садуковым уехали в лес за 25 километров от лагеря, организовали там пьянку и вернулись в расположение части в пьяном виде.

 

24 июня в 66-й авиабригаде, вследствие воздушного хулиганства лётчика Колосс произошла авария самолёта УТ-1. Проверкой члена Военного Совета БОВО дивизионного комиссара тов. Смокачева установлено, что воздушное хулиганство лётчика Колосс породили царящее в бригаде безобразное нарушение правил и наставлений по технике пилотирования и аэродромной службе. Дело дошло до того, что лётчики к своим семьям в Могилёв улетали на самолётах. Вылетали,  кто когда вздумал. Самолётами пользовались как собственными автомобилями. Никакого порядка по подлинной охране самолётного парка на аэродроме нет. Воздушное хулиганство процветало в бригаде и поощрялось командованием. На полевых площадках и на аэродромах в городе Могилёв господствовал беспорядок".

 

Другой дебошир и нарушитель дисциплины, майор  П.Акуленко тоже героически  воевал в Испании. Был за это награжден двумя орденами Красного Знамени, в 25 лет стал командиром авиаполка. Как видим, быстрое служебное восхождение и ему не пошло на пользу. После  могилевских событий был понижен в звании до капитана и переведен в другую авиачасть на должность помощника командира полка.

 

 


Майор П.Акуленко

 

 

В один из сентябрьских дней 1939 года могилевчане могли наблюдать, как с аэродрома  на Луполово  поднимаются один за одним истребители И-16 и быстро исчезают  за горизонтом.В Могилев они уже не вернулись. Новым местом дислокации 66-й бригады стала Западная Белоруссия.33-й  авиаполк разместился в  Пружанах, 41-й авиаполк в Белостоке.

 

В 1940 году  на основе управления бригады была сформирована  6-я смешанная авиадивизия. А 33-й полк передали в состав 9-й авиадивизии.

 

22 июня 1941 года немцы  обрушили свой удар на приграничные аэродромы.33- авиаполк перестал существовать в первый же день войны, из 41-го полка  часть летчиков без материальной части сумела добраться до Могилева. Здесь полк пополнили  12 новыми  МиГ-3 и он продолжил сражаться с захватчиками уже в составе 43-й истребительной дивизии.

 

Полковник П.Шевцов  долгое время летал как рядовой летчик. Погиб в  1944 году в авиакатастрофе уже командуя авиаполком. А  капитан Прокопий  Акуленко дослужился до звания генерал-лейтенанта авиации, за успешное освоение новой авиационной техники в послевоенное время и безупречную службу был награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени ,а всего у него их было шесть. Умер в 1982 году в Москве.

 

Леонид  Плоткин, специально для сайта masheka.by


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!

Социальные комментарии Cackle