5-10-2014, 22:30
Леонид Плоткин
5 847

Могилев. История завода «Строммашина».Первые годы


В советское время самым старым заводом в Могилеве считался пивоваренный, основанный  ещё в 19-ом веке баварским подданным Францом Леккертом. Но в начале  нынешнего века пивоварение в Могилеве приказало долго жить и первенство перешло к заводу  «Строммашина». Когда-то завод этот считался флагманом своей отрасли, его ставили в пример, его посещали зарубежные делегации, а руководство награждали орденами. Да и в целом завод  в своё время получил за трудовые заслуги орден Трудового Красного Знамени. В последние годы  ОАО «Строммашина» переживает не лучшие времена, поэтому  столетие  завода отмечали в прошлом году без особых торжеств .А между тем у этого могилевского завода интересная история. Первые годы его существования пришлись на бурные события в жизни страны: первая мировая, две революции, гражданская война с последующим хаосом и разрухой.

 

1 августа 1912 года братья Мазья и Лейба Аронзон купили за 5тысяч рублей у коллежского асессора Cayльского 840 квадратных сажени (3780 кв.м ) земли на краю города рядом с Вокзальной улицей. На этом месте они быстро построили небольшие  металлообрабатывающие мастерские, которые  уже в 1913 году превратились в  чугуно-медно-литейный заводик .На этом заводике 1914 гаду числилось 15 рабочих. С началом войны завод  переключился на военные заказы - в 1915-1916 годах там изготавливали три вида ручных гранат, снаряды калибра 90 мм, запчасти для стрелкового оружия. На предприятии работало в то время более 100 человек В 1917 году предприятие стало называться чугунолитейный и котельный завод компании братьев Мазья и Аронзона и имело адрес Днепровский проспект 109. Склад завода размешался тоже на этом же проспекте, в доме Тимошенко. Завод имел свой магазин и телефон.

 

С приходом к власти большевиков завод братьев Мазья, первый в городе, был 11 ноября 1918 года национализирован и подчинен Могилевскому совнархозу. Вскоре к нему присоединили бывшую механическую мастерскую Раскина, располагавшуюся в доме №31 по Днепровскому проспекту. Мастерская занималась сантехническими и ремонтными работами. После объединения численность возросла примерно до 100 человек Других предприятий по металлообработке в городе на тот момент не бы­ло , но вот интересный факт - на 14 декабря 1918 года в городском союзе металлистов  числилось 250 человек.

 

Заводом руководило государственное правление из трех человек, назначавшихся местной властью. В госархиве сохранился отчет инспектора труда, который посетил в октябре 1919 года предприятие, получившие к тому времени новое имя - чугунолитейный и механический завод Предприятие было в запустении : в литейном отделении работало только двое рабочих Лишь два отделения размещались в камен­ных зданиях - литейное и слесарно-токарное, остальные в деревянных захламленных сараях Ввиду разрухи царившей в Советской России, снабжение завода и всей промышленности было парализовано.

Шла гражданская война, часть работников завода была мобилизована на фронт. Оставшиеся в основном работали на армию. В городе размешался штабы 16-й армии и 8-й стрелковой дивизии, так что завод был завален военными заказами. По линии армии шло и снабжение материалами. Как докладывал председатель правления Файбышевич в ноябре 1919 года, на завод поступило для ремонта 360 военных повозок разного типа: одноконных и двухконных, пулеметных, германских, санитарных, снарядных, с котлами.

 

Из  62 рабочих 39 были заняты ремонтом военного обоза, приходилось ремонтировать также полевые кухни, автомобили и даже радиостанции. А когда в канцелярии местного совнар­хоза  поломалась пишущая машинка, то там сразу обратились на чугунолитейный завод, мол пришлите слесаря, чтобы припаять отскочившую букву «С».В начале 1920 года управленческий персонал состоял из членов правления: Файбышевича, Беляцкого и Штайнера, технического руководителя - им был инженер Ржевский, завхоза, главного мастера Пашкова,  помощника мастера Сенкевича, чертежника, табельщицы, старшего бухгалтера Бастича и двух его помощников, двух конторщиков, машинистки, курьера, кучера и трех сторожей.

 

Оклады устанавливала местная власть. Члены правления получали 2500 руб. в месяц,чертежники-2000 руб.,машинистка-1200 руб., кучер-900 руб. На заводе были отделения          : слесарное, токарное, кузнечное, жестяно - котельное, столярно -деревобделочное, модельное, литейное, малярное и водопроводно-ремонтное. Там работали слесари первой и второй руки, их подручные, инструментальщики, кузнецы, молотобойцы, котельщики,  медники, столяры, пильщики, маляры.

 

В оплате присутствовала социалистическая уравниловка -70 рублей в день получал молотобоец, целый день махавший молотом и почти столько же подручный маляра Слесарь самой высокой квалификации получал на 10 рублей больше. Впрочем, заплата не играла большой роли, продукты распределялись по карточкам, их не хватало и руководство завода ставило вопрос, чтобы рабочие выполняющие военные заказы получали солдатские пайки. Это и понятно -  первым делом продовольствие шло на снабжение армии, а гражданское население добывало пропитание самостоятельно.

 

В апреле 1920 года на заводе числилось 105 рабочих и 20 служащих, имелась рабо­чая столовая. Интересный факт - в мае этого же года в  правление завода поступило заявление от бывшего владельца М. Мазья с просьбой принять на работу в качестве агента по материальной части. Правление решило не связываться с бывшим эксплуа­татором и в приеме отказало. Впрочем, и само правление долго не протянуло - с 1 июля было введено единоначалие, заведующим стал Файбышевич, его помощником - Паш­ков. Гражданская война осталась позади, и коллектив перешел на мирную продукцию-с 1 мая по 15 июня 1920 года завод изготовил 100 плугов,  отремонтировал 57 борон и выпустил 30 новых, изготовил 120 пудов железных деталей к плугам. В1921 году предприятие получило новое название чугунолитейный завод№7.В это время оно производило конные привода, веялки, молотилки. Плуги, соломорез­ки, бороны, котлы, оборудование для мельниц, винокурен и лесопилок. Из-за разрухи к концу года завод прекратил свою работу.

 

В 1922 году завод передали в ведение Полесского спирттреста, но это не помогло. И только  в  первом   полугодии   1923   года   безработные   организовали   артель  « Возрождение», которая и оживила завод. От возобновил деятельность под новым названием.  В 1925 году, когда завод был передан в подчинение городского предпри­ятия коммунального хозяйства,на нем работало 44 человека и он назывался чугуно­литейный завод «Чырвоны адрадженец». В 1926-1927 годах после небольшой рекон­струкции завод был перепрофилирован в металлообрабатывающий и стал выпускать весы, запчасти для сельхозмашин. В1926 году завод располагал 4 электродвигателями обшей мощностью 12 квт, здесь работало 87 человек, из них 67 рабочих. К 1928 году численность рабочих увеличилась до 101.Большевистская организация завода насчитывала 37 человек, т.е. каждый третий работающий был  членом партии. По этому показателю предприятие находилось в городских лидерах.

 

В 1930году чугунолитейный и машиностроительный завод «Чырвоны адрадженец» насчитывал 261 рабочего и по численности занимал 4-е место в городе. В 1935 году предприятие вошло в состав наркомата тяжелой промышленности и стало называться «Завод имени  Дмитрова». В 1936 году здесь был налажен выпуск электромоторов. В сле­дующем году на заводе ввели в эксплуатацию моторный цех, которому запланировали выпустить за год 470 моторов. Вскоре коллектив освоил и выпуск центробежных электронасосов. На заводе выходила своя многотиражная газета  «Каваль сацыялизма».

 

В 1940 г. завод получил название «завод N459» и был передан в Наркомат авиационной промышленности. Собственно под этим секретным названием объединили два завода : им.Дмитрова и авторемонтный. Новому предприятию поручили срочно освоить выпуск авиационных моторов. Большая группа рабочих  и специалистов была отправлена на учебу в Куйбышев - на местный авиазавод, А с началом войны туда отправили обору­дование и всех оставшихся после мобилизации работников. Часть из них так и осталась в городе на Волге, а 100 человек  в 1944 году вернулись в Могилев .Вскоре за­вод получил новое имя -"Строммашина"и другую специализацию. И началась новая жизнь старого завода.

 

Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!

Социальные комментарии Cackle