История Могилева: июнь 1918 года
Немцы начали сменять поляков с 1 июня 1918 года, хотя в некоторых источниках указывается 26 мая. Поляки отправлялись пешим порядком в Бобруйск, где находился штаб 1-го польского корпуса, там сдавали вооружение и амуницию и далее партиями по 1000 человек следовали по железной дороге в Польшу.
Их место заняла 18-я ландверная дивизия под командованием генерал-майора фон Будденброка. Ландверная дивизия по качеству личного состава и вооружению уступала обычной немецкой пехотной дивизии и обычно выполняла второстепенные функции. Комплектовалась резервистами второй очереди в возрасте от 27 до 39 лет.Состояла дивизия из трех пехотных полков-49,57,72, сведенных в бригаду, 4-го драгунского полка, 5-го полка легкой полевой артиллерии и ряда обеспечивающих подразделений.
Пехотинцы ландверного полка
А вот что пишет по этому поводу И.Филиппович:
«По словам германского перебежчика на Луполово в Могилеве по состоянию на 14 июня находилось три полка пехоты по 2000 человек в полку, пять батарей легкой полевой артиллерии, тяжелых орудий не заметно, а кавалерии совсем нет. Город и окрестности минируются. Идет подготовка к наступлению».
Пулеметный расчет ландверного полка
Насчет наступления перебежчик ошибался. Немцы пока не собирались воевать с Советской Россией. Выступив против большевиков, они могли поспособствовать их поражению в гражданской войне. А пришедшие к власти бывшие царские генералы, не откладывая, возобновили бы войну с Германией и без труда вернули бы себе оккупированные территории, а то и пошли бы дальше, поскольку бои на Западном фронте разворачивались не в пользу Германии.
А вот один из эпизодов жизни в Могилеве глазами человека пытавшегося проехать из Советской России в Бобруйск через Могилев:
«В 9 часов вечера 21 июня 1918 года пароход прибыл из Орши в Могилев и остановился на немецкой стороне.
На пристани нам заявили: у кого пропуска до Могилева — должны выходить первые, а у кого на Украину и дальше, тех не пускали из парохода, заявляя, что пропуска на Украину и другие местности не выдаются, и всех оставшихся в пароходе отвезут обратно в Оршу. Мы из оставшихся выбрали делегацию из трех человек к немецкому коменданту, в которую вошел и я.
Пришли мы, т. е. я и двое пожилых богатых евреев, ехавших на Украину из Петрограда. Коменданту мы заявили, что хотим проехать на Украину, дайте нам пропуска. Комендант спросил, сколько нас человек, мы сказали, что нас всего едет 90 человек. Тогда комендант в чине лейтенанта сказал, если вы мне дадите 5 тысяч рублей, я вам дам три товарных вагона до ст. Киев.
Мы сказали ему, что у нас такой суммы не найдется и предложили ему — взять полторы тысячи, но он на эту сумму не соглашался, а согласился на три тысячи рублей, после чего один из нас — богатый еврей вынул из своего кармана 3 тысячи рублей и уплатил немецкому коменданту. Утром мы все, т. е. все наши спутники в числе 90 человек, пришли на железнодорожную станцию Могилев и заняли 3 товарных вагона».
специально для сайта masheka.by