25-04-2015, 09:44
Леонид Плоткин
4 689

История Могилева: 3-я дивизия войск НКВД



Если внимательно рассматривать топографическую карту Могилева, составленную в 1936 году по заданию генштаба РККА, то можно обнаружить на северо-восточной окраине города, по правую сторону Полыковичского шоссе, теперь это улица Крупской, странное скопление зданий. Причем это непросто обычные хаты, которых было полно по левую сторону шоссе, а довольно внушительных размеров строения.

Фрагмент топографической карты N 36-73 издания 1936 г.

Одни старожилы упоминали, что в том районе до войны размещался городок НКВД, другие говорили о милицейском городке. Последнее сразу отметается, поскольку в городе всех милиционеров было около сотни, да и те в основном жили по квартирам.На снимках немецкой аэрофотосъемки, выполненных в начале войны и после освобождения Могилева, видно, что к 1941 году городок НКВД расширился до улицы Кирова и насчитывал несколько десятков зданий. Кстати, аэросъемка показывает, что многие из них уцелели в ходе войны.

Что касается НКВД, то для многих это слово связано с незаконными репрессиями 30-х годов прошлого столетия. Мало кто знает, что НКВД, кроме борьбы с преступностью, отвечало за пожарную безопасность населенных пунктов, занималось местной противовоздушной обороной, строило шоссейные дороги, управляло архивным делом, охраняло государственную границу.

На НКВД также были возложены обязанности по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. Не знаю, относилась ли в мирное время к особо важным предприятиям шелковая фабрика, но других, даже просто важных предприятий, в Могилеве до войны не было. Правда, в 1940 году начали строить в Могилеве авиамоторный завод, но довести дело до выпуска продукции помешала война.И, тем не менее, крупное соединение войск НКВД в Могилеве квартировало – это 3-я дивизия по охране железнодорожных сооружений.

Но сначала в Могилеве появилась 4-я железнодорожная бригада внутренней охраны НКВД СССР. Не удалось установить, когда точно это произошло, но раз в 1936 году городок уже был построен и нанесен на карту, значит бригада прибыла в город примерно в 1935 году. Сама бригада была сформирована 21.12.1932 года по приказу ОГПУ СССР № 1266/с. Штаб бригады первоначально дислоцировался в Калуге. На момент появления в Могилеве в состав бригады входили 77-й Великолукский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР в Великие луки, 76-й Московско–Белорусско–Балтийский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР в Орше, 78-й железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР в Гомеле, 79-й Западный железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР в Брянске. Бригада выполняла задачи по охране железнодорожных сооружений Калининской, Московско–Белорусско–Балтийской, Западных железных дорог.С 1 июля 1936 г. из Московско-Белорусско-Балтийской ж.д. были организованы Западная ж.д. (г. Смоленск) и Калининская ж.д. (г. Ржев),а из Западных ж.д. - Белорусская ж.д. (г. Гомель) и Московско-Киевская ж.д. (г. Калуга).

До 1938 года в Могилеве размещался только командование и штаб бригады, а также вспомогательные подразделения: служба связи, 4-ое отделение (организационно-мобилизационное и комплектования), делопроизводства, отдел политической пропаганды, службы: химическая, инженерная, санитарная, ветеринарная, тыла, финансовое отделение.

В 1938 году в Могилеве был сформирован 73-й Белорусский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР, которому были поручены объекты Белорусской ж.д. Именно этот полк и разместился в городке на Полыковичском шоссе.

В апреле 1939 года 4-я бригада была переформирована в 3-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. В апреле 1941 года в состав 1-го батальона 73-го полка переданы гарнизоны расформированного 78-го полка в Гомеле.

В мирное время дивизия имела по штату 5439 человек личного состава, 73-й полк 1635 человек. Дислокация подразделений 73-го полка по состоянию на 1 июня 1941 года:

- управление части – в г. Могилеве: улица Чапаева, военный городок;
- управление 1-го батальона – г. Гомель;
- 1-я рота – ж.д. ст. Унеча;
- 2-я рота – г. Гомель;
- 3-я рота – ж.д. ст. Жлобин;
- управление 2-го батальона, 5-я рота, резервная рота и полковая школа, бронепоезд № 73 – город и ж.д. станция Могилев;
- 4 рота – ж.д. ст. Осиповичи.

Стрелковая рота состояла из нескольких гарнизонов, численностью от 16 до 97 человек. Из состава 5-й стрелковой роты в Могилеве располагались два гарнизона. Один охранял ж.д. мост на Днепре, другой - важные объекты на станциях Могилев-1, Могилев-2 и Луполово.

Выпуск полковой школы 73-го полка НКВД. 1940 г. Могилев

К началу войны из состава 3-й дивизии НКВД в Могилеве находилось примерно 480 человек, бронепоезд № 73 находился на ст.Жлобин. После объявления мобилизации 73-й полк разворачивался до 2349 человек, формируя вновь 1-й батальон, а на базе прежнего 1-го батальона в Гомеле создавался 78-й полк. В результате 73-й полк за 23-26 июня 1941 года пополнился в Могилеве на 1600 человек из военнослужащих запаса г.Могилева и прилегающих к городу сельских районов.

Как докладывал руководству командир 3-й дивизии комбриг В.И.Кисилев , на 24.00 23.6.41 по перечню №2 военного времени дивизией прикрыто из 74 – шесть объектов, по перечню №1 мирного времени все 79 объектов. Из 74 новых объектов на 3-й полк пришлось 13,в основном это мосты на крупных автодорогах.

В 11 час. 05 мин. 23.6.41 г. командир 3-й дивизии донес начальству: с Орши на Могилев идет группа бомбардировщиков, в городе объявлена тревога. Время 11.10 мин.
В 11 час. 35 мин.: на участке 73-го полка в ночь на 23.6.41 авиация противника совершила налет на Бобруйск, Осиповичи, Слуцк, Гомель, Жлобин и Паричи. В Бобруйске повреждены казармы и аэродром. В Осиповичи казармы РККА.

В 14.40 на Бобруйск и на Могилевском направлении 8 бомбардировщиков. В городах объявлена тревога.

Разговор по прямому проводу 7.50-8.20 24.6.41:

Генерал-майор Гульев, начальник главного управления по охране железнодорожных сооружений и особо важных промышленных объектов:

В отношении резервов, стрелковые взводы 73-го полка выставить на прикрытие вновь принятых объектов. В готовности оставить 2 пулеметных взвода, находящихся в Могилеве.

Резервную роту 76-го полка тоже выставить для прикрытия объектов. С прибытием запаса на 2-3 день они будут сменены.


Комбриг Киселев:

До сегодняшнего дня полковые школы 73-го и 76-го полков держу, как оперативный резерв. Место 76-го полка Минск, 73-го – Осиповичи. Выпуск младшего комсостава, если Вы разрешите, после 3-го или 5-го дня. На гарнизонах пока происшествий нет. Люди службу несут бдительно. Меры пресечения к начсоставу представляющего непроверенные сведения и слухов, принимаются, и буду принимать более жесткие меры, согласно данных Вами настоящих Указаний по этому вопросу.

Генерал-майор Гульев:

Комбригу Киселеву – ускорить формирование резервного батальона и резервной роты из запаса и усилить ими гарнизоны на местах указанных ранее, создать упорную оборону.


Утром 30 июня немцы захватили ж.д. мост через Березину у ст.Свислочь. В тот же день из Могилева к ж.д. мосту была послана резервная рота 73-го полка и бронепоезд №73.Утром 1 июля стрелки НКВД предприняли неудачную попытку отбить мост, после чего отошли к ст.Несета. При отходе бронепоезд атаковали немецкие бомбардировщики и вывели его из строя недалеко от разъезда Тачанка. Экипаж также отошел к ст.Несета. В бою за мост 4 человека из состава 73-го полка были убиты,7 человек пропало без вести. Среди них командир взвода мл.лейтенант Скрипко М.П, командир взвода разведки и связи бронепоезда лейтенант Новиков В.А, начальник гарнизона по охране ж.д. моста Пархоменко М.Е.

С 1 по 3 июля 1941 г. личные составы гарнизонов ж. д. мостов р. Несета , р. Ольса, р. Друть, ст. Осиповичи под натиском превосходящих сил противника оставили свои гарнизоны и с боями вместе с частями Красной Армии отходили по направлению к г. Могилёву, сосредотачиваясь на ст. Луполово.

3 июля 1941 г. ст. Реста подверглась бомбардировке противника. Начальник гарнизона лейтенант Ворошилов организовал противовоздушную оборону, немецкие самолёты были рассеяны. Вовремя бомбёжки было разрушено жилое помещение гарнизона, погибли 7 человек, 18 были ранены.

К 5 июля 1941 г. главные силы Красной Армии сосредотачивались на Днепровском рубеже. Полку было приказано передислоцироваться из г. Могилёва в г. Рославль. Согласно одному архивному документу в 20.00 5 июля полк выступил пешим порядком по маршруту Чаусы – Кричев – Рославль. Однако есть и другой архивный документ, где приводится длинный список бойцов и командиров 73-го полка, которые пропали без вести 23 июля при отходе из города Могилева.

Числятся пропавшими без вести 13 июля в Могилеве начальник связи дивизии майор Овчаренко, начальник химслужбы дивизии ст.лейтенант Ромадин, батальонный комиссар Дианов, старший помощник начальника 4-го отделения штаба дивизии ст.лейтенант Чекетов. Что они делали 13 июля в Могилеве, если штаб дивизии уже 5 июля располагался в Рославле и в тот же день туда оправился весь 73-й полк теперь остается только гадать. Впрочем, я бы не стал безоговорочно доверять документам штаба 3-й дивизии НКВД, ибо с отчетностью по потерям там были большие проблемы. Обьясняется это спецификой охранной деятельности на ж.д, при которой объекты и разделения дивизии были разбросаны во все стороны от штаба на расстояние в сотни километров.

Если 73-й полк ещё 23 июля находилась в Могилеве, то должен был принимать участие в обороне города. А с другой стороны, мне не встречались упоминания о боевых действиях этого подразделения в указанный период.

По состоянию на 5 августа 1941 года штаб 73-го полка отчитался о 13 убитых и 36 раненых, о пропавших без вести вообще не упоминалось. Хотя потом оказалось, что таких сотни. Были среди них и могилевчане. Из тех, кто не упомянут в книге «Память. Могилев», можно назвать политрука Неведомского Степана Сергеевича, до войны проживавшего на ул.Ленинской,д36,кв.16, красноармейца Рывкина Хаима Наумовича, его довоенный адрес ул.Ленинская,д.48,кв.17,сержанта Гавриленко Максима Трофимовича, жил по ул.Првомайской,д.45,кв.3.Все пропали без вести 2 августа 1941 года в бою в районе совхоза «Им.Западной ж.д.» около города Рославль.

И видимо не случайно после войны школа транспортной милиции, созданная для переподготовки сержантского состава корпуса главного управления охраны на железнодорожном и водном транспорте, расположилась на том самом месте, где раньше стояли казармы полка НКВД.


Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!

Социальные комментарии Cackle