26-10-2015, 11:10
Леонид Плоткин
1 267

История Могилева: гвардейцы-десантники и гвардейцы-авиаторы



В то время, как соединения 2-го Белорусского фронта вели бои за освобождение Могилева, 37-й гвардейский стрелковый корпус в составе Карельского фронта вел успешное наступление на финские войска на рубеже реки Свирь. После окончания боев корпус был выведен в Резерв Ставки ГВК и отправлен в Белоруссию. Пока гвардейцы ехали в эшелонах, высокое командование приняло решение преобразовать корпус в воздушно-десантный. Согласно указаниям Генштаба 99-я ,теперь уже воздушно-десантная дивизия разместилась в районе Орши, 98-я дивизия в районе Могилева. В состав корпуса также была включена 103-я воздушно-десантная дивизия, прибывшая из Тейково в Быхов.

Срок готовности 37-го воздушно-десантного корпуса был установлен к 1 октября 1944 года. В 98-ю дивизию, как и в другие дивизии корпуса начала прибывать молодежь 18-20 лет, годная к службе в ВДВ, комсомольцы и курсанты-выпускники военных училищ, новое вооружение и техника, в том числе автотранспорт высокой проходимости поставляемый по ленд-лизу. 90% офицеров дивизии имели боевой опыт участия в боях, многие из них прибыли из госпиталей после лечения по ранению. Между тем в Генеральном штабе возникла новая идея: из трех воздушно-десантных корпусов сформировать отдельную воздушно-десантную армию, подчинив её командованию дальней авиации. В составе армии было приказано сформировать 9-й гвардейский авиационный транспортный корпус из трех дивизий. Одна из дивизий, 19-я гвардейская, предназначалась для поддержки 37-го воздушно-десантного корпуса.

И вот в середине декабря 1944 года могилевчане могли наблюдать, как один за другим на аэродром Луполово садились дальние бомбардировщики Ил-4.Вслед за ними бесшумно приземлялись десантные планеры. Потом притарахтели легкие По-2.Это прибыл в город 208-й гвардейский полк 19-й гвардейской транспортной дивизии.208-й гв. полк был образован на базе 1-го авиапланерного полка и в годы войны занимался буксировкой десантных планеров в тыл противника, в основном доставляя различные грузы партизанам. На момент прибытия в Могилев полк располагал 22 самолетами Ил-4,12 десантными планерами и 12 самолетами По-2. Командовал полком гв.подполковник В.И.Лукин. Вскоре выяснилось, что десантных войск в таком количестве стране не требуется и 18 декабря 1944 года вышел Приказ Ставки Верховного Главнокомандования о переформировании отдельной гвардейской воздушно-десантной армии в 9-ю гвардейскую общевойсковую армию.

Дальний бомбардировщик Ил-4 в полете

В результате находящаяся в Могилеве 98-я дивизия вновь стала стрелковой. Но судя по вооружению, которое предназначалось для дивизии, это было соединение усиленного типа. Если в составе обычной стрелковой дивизии было по одному артполку, то в данном случае дивизия получила целую артиллерийскую бригаду из трех полков. В середине февраля 1945 года переформирование закончилось, и дивизии 37-го гвардейского стрелкового корпуса отправились на фронт. Сначала в Польшу, потом в Венгрию и Австрию.

А 9-й гвардейский авиационный корпус остался не у дел. В январе 1945 года он был переименован в 9-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус и до мая находился в резерве Ставки. Полки 19-й гвардейской дивизии до мая 1945 г. занимались переучиванием летного состава на самолет Ил-4 и производили полеты по кругу для поддержания квалификации летного состава. Над аэродромом Луполово постоянно гудели тяжелые бомбардировщики, выполняя учебные полеты.

Война с Германией кончилась, началась перестройка армии на мирный лад. Народный комиссариат обороны приступил к расформирование лишних корпусов, дивизий и полков. Коснулось это и военной авиации.18-я воздушная армия дальнего действия прекратила своё существование, на её базе сформировали три воздушные армии двухкорпусного состава. Так в апреле 1946 года в Смоленске появился управление 1-й воздушной армии дальней авиации, а в Могилеве входящее в эту армию управление 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпус(бак). К этому времени 208-й гв. бап уже находился в Черниговской области на аэродроме Городня.

В состав 1-го гв.бак входила 38-я бад в Новозыбкове и 11-я гв.бад. В январе 1949 года 1-й гв.бак был переименован в 51-й гв.бак. После того как были освоены более мощные бомбардировщики Ту-4 и Ту-16,корпус стал в 1956 году именоваться 51-м гв.тяжелым бомбардировочным корпусом. Но под этим названием, в этом же году, был расформирован, как и другие корпуса дальней авиации.

Свидетельств пребывания в Могилеве гвардейцев-десантников и гвардейцев-авиаторов практически не осталось. В Интернете можно встретить воспоминания дочери командира 208-го гв.авиполка Санберг Л.В. Ей в ту пору было десять лет и помнит она немногое. Например, что семья снимала комнату на Быховской улице и как однажды они всей семьей побывали в городском театре. Остались в памяти разговоры взрослых об орудующих в городе бандах и как на её отца, когда он возвращался с ночных полетов, напали бандиты и ему пришлось отстреливаться из пистолета.

В архиве Л.Санберг сохранилось фото, сделанное на аэродроме Луполово в апреле-мае 1945 года. Она утверждает, что на снимке её отец, командир полка, 9 мая 1945 года зачитывает обращение Верховного Главнокомандующего И.Сталина по случаю победы над фашистской Германией. А вот ветеран полка, штурман Коваль В.А. считал, что на фото полку вручают гвардейское знамя.


С 1956 года редко можно было встретить на улицах Могилева военнослужащих в форме ВВС. Но зато время от времени, особенно по большим праздникам, появлялись в Могилеве военные моряки с буквами «БФ» на погонах.. Наблюдая, как они маршируют по Первомайской улице под звуки собственного оркестра, многие горожане и не догадывались, что перед ними настоящие летчики, штурманы, авиационные механики из 57-й морской ракетной авиадивизии входящей в состав Балтийского флота. Теперь уже тяжелые ракетоносцы гремели над Быховом.

Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!