Полная иллюминация: рецензия на спектакль «Сухо»
Экстравагантные образы, танцы со зрителями, глубокий подтекст – эскиз спектакля «Сухо» прошёл в центре «Кола» в минувший понедельник. Как признаётся актриса драматического театра и по совместительству режиссёрка эскиза Анжелика Барчан, до основного показа состоялось всего три репетиции – что, однако, не помешало ребятам в который раз всколыхнуть могилевскую публику.
Спектакль поставлен по мотивам книги Джонатана Фоера «Полная иллюминация». Однако провести параллели между книгой и эскизом достаточно непросто – актёры осознанно «подшивают» текст под себя, что стирает абсолютно все грани между эпосом Фоера и личными историями ребят.
Игра актеров (Анжелика Барчан, Максим Чернюк, Вероника Баранова, Андрей Корзан) захватывает с первой минуты. Зрительный контакт, с которого начинается действо, усиливает ощущение причастности к тому, что происходит на импровизированной сцене. Зритель становится соучастником, свидетелем событий, которые не должен был увидеть при других обстоятельствах.
Обезоруживает сцена, моделирующая каминг-аут, исполненная Максимом Чернюком. Через изящную иронию над своим героем, подаётся настоящая и потому печальная проза жизни. Даже Любовь – самое свободное чувство из всех существующих, контролируется не только общественностью, но и внутренним универсумом.
Сплетающиеся тела и расплетающиеся жизни – так кратко можно охарактеризовать рассказанные зрителю истории, в которых заглавными ощущениями выступают Жажда и Сухо.
«Иногда человек так сильно чего-то и кого-то желает, что решает либо получить это, либо умереть. В случае если эта Жажда утоляется, наступает конец истории – Сухо. Хотя бывает так, что Сухо – это только начало, ведь когда умирает одно, возрождается другое».
Именно эти два элемента, по замыслу режиссера, составляют чувство Любви – одну из основных тем эскиза. Любовь в исполнении актеров – это не то эйфорическое состояние, о котором принято читать в романах с пресловутым «хэппи-эндом».
Любовь в эскизе – назойлива и тщедушна, эгоистична и слепа, не вписывается в рамки «традиционных ценностей» и по всем законам логики существовать не должна. Но существует.
Еще одной заявленной темой эскиза в ключе Жажда-Сухо является поиск человеком печали:
«Печаль зеркала; печаль, когда не знаешь, правильное ли у тебя тело; Печаль, когда знаешь, что у тебя (неправильное) тело; Печаль красоты; Печаль одежды», «Печаль напоказ»; Печаль оттого, что тебя не заметили»…
Казалось бы, при чём здесь печаль, ведь человек на протяжении всей жизни стремится к одной цели: обрести счастье. По сути - так.
Каждый из нас ежедневно находится в погоне за своей «синей птицей», получив которую, нередко задыхается. Печаль же – что-то среднее между погоней и обретением, глоток, способный унять Жажду и отсрочить Сухо.
Постановка отвечает на многие вопросы, но еще больше – задаёт. В утрированных историях зритель узнаёт себя. И это шокирует, заставляет сомневаться, не верить, а в итоге понять – чувства универсальны, в том числе – субъективная Любовь. В конечном итоге всё в мире (даже Жажда и Сухо) сводиться к одному вопросу.
Случилась ли полная иллюминация?
Настя Печенькова, специально для портала Masheka.by
Фото: Евгения Алефиренко