Не бойтесь «ТРЕХ КРАСАВИЦ», не бойтесь ЛЮБОВИ!
Парадокс в том, что маэстро Геннадий Тростянецкий в почтенном возрасте влюбил в себя почти всех женщин Могилевского театра драмы. Или всех?
- Мне кажется, в Театре не осталось ни одной женщины, которая тайно не влюбилась бы в Маэстро. Он покорил всех! – сияла синеглазьем Вероника Юргелас. Со скрипачкой ансамбля «Экспромт-классика – квартет» мы случайно встретились на вернисаже в Выставочном зале по улице Болдина. – Вот как бы вам объяснить, что режиссер сделал для нашего Театра? Вот висит зимний пейзаж! Геннадий Рафаилович как будто взял кисть и полностью перерисовал картину! Была зима – стала весна! Такое чувство, что своим теплым дыханием он за один только месяц репетиций отогрел замерзшие стены Театра, и началась весенняя капель!
- Очень символичное сравнение: генеральный прогон «Трех красавиц» прошел 15 февраля. На праздник Сретения, в день встречи Зимы с Весною. «Бывают странные сближенья…», - продекламировал режиссер в тот вечер во время беседы с журналистами. Так чем Маэстро Тростянецкий так удивил, так покорил вас всех?
- В начале репетиций он раздал нам анкеты: каких только вопросов там не было! Мы недоумевали, мы же не подозревали, что все эти сведения понадобятся для создания неповторимой атмосферы спектакля. В конце Тростянецкий каждому человеку – от артиста до уборщицы – подписал программку, для каждого подобрал какие-то особые, теплые слова. Потом позвал всех на банкет по поводу прощания. Геннадий Рафаилович Тростянецкий – добрейший человек широчайшей души. С каким настроением, с какой любовью мы все теперь играем в спектакле! Когда репетировали, то про один момент я думала: ерунда какая-то!
- И что это за момент?
- Когда героиня Гали Лобанок стоит на столе и инсценирует «Семь возрастов» - знаменитый монолог Шекспира. Галя мучилась, но Лобанок – она как пластилинчик! В конце концов, у нее все получилось. И вот теперь каждый раз я смотрю на перевоплощения актрисы, и у меня на глаза наворачиваются слезы от скоротечности жизни.
Вот такой спектакль!
Старинные часы на сцене идут и неумолимо приближают возраст к пятидесяти. Квартет ансамбля «Экспромт – классика» выводит грустную мелодию. Трио красавиц играет в карты в манере механизма кукол в Праге. Отставить! Время сменить пластинку, время войти в форму. «Некрасивых нет – есть смирившиеся». И вот уже три хулиганки: актриса Майя, андеррайтер Инна и медсестра Лариса – выплясывают под песню «Мой адрес – Советский Союз». Девчонки, мы с вами!
Невидимый щелчок пальцев режиссера – и три актрисы снимают «маски» роли. Майя становится Галиной Лобанок, Инна – Еленой Кривонос, Лариса – Натальей Колокустовой. Три женщины сидят на чемоданах и вспоминают первые шаги в театре, первые роли, курьезы, чудеса… Как давно это было! Казалось бы, остались только воспоминания. А вот и нет! Было хорошо – будет еще лучше! Жизнь подарила актрисам и зрителям праздник по имени Геннадий Рафаилович Тростянецкий.
Казалось бы, где Тростнянецкий и где мы! Перечислить все награды Лауреата Государственной премии РСФСР – это занять текстом пол-листа. Тростянецкого когда-то пригласил ставить спектакли в БДТ сам легендарный Товстоногов. Тростянецкий был режиссером Московского академического театра имени Моссовета. В Театре имени Ленсовета режиссер поставил знаменитый спектакль «Каренин. Анна. Вронский». Красивая женщина – и вокруг вьются мужчины! О постановках Геннадия Рафаиловича писала сама Елена Горфункель. Кто такая Елена Горфункель? Профессор, кандидат искусствоведения, автор монографии «Гений Смоктуновского», сборников «Товстоногов. Собирательный портрет». Также эксперт фестивалей «Золотая маска» и «Арлекин».
Тростянецкий смотрел «Риголетто» на сцене Королевского театра Ковент-Гарден, слушал мужской хор из восьмидесяти чикагских мафиози 30-х годов в шляпах и костюмах в полоску и остался в восторге от современной трактовки Верди. Тростянецкий посещает Венецианский биеннале и ругает вычурное современное искусство: спектакли подменяются инсталляциями. Театр должен быть живым и только! – вот его убеждение. Никаких «придурялок» - все по-настоящему! Театр Тростянецкого греет, волнует, заражает. У Тростянецкого есть опыт работы и в Голливуде – и вот режиссер у нас в Могилеве! Такой вот фортель выкинула судьба – и репертуар Могилевского театра драмы обогатился решительной комедией.
«Три красавицы» дарят Веру, Надежду, Любовь.
«Три грации»:
Мария Рудакова, Юлия Ладик и Александра Афанасьева - как будто выходят из рамок картины Боттичелли. Молодые героини – как отражение в зеркале более зрелых красавиц. Сцену свидания режиссер решает через перестановку мебели, которую затевают шалуньи-озорницы. И вот уже утюг – тюх – тюх разгорелся, окрылился, воспарил над бытом и на всех парусах устремился к новой жизни. Утюг с парусом – как символ всей постановки «Три красавицы».
-Что главное при чтении стихотворения? – любит спрашивать вдохновенный чтец, профессор Тростянецкий у своих студентов Санкт-Петербургской академии театрального искусства (СПАТИ). - Мелодика, ритмика или художественный образ? Правильно! Самое главное – художественный образ.
«Три красавицы»:
Галина Лобанок, Елена Кривонос и Наталья Колокустова - создают убедительные образы.
-Верю! – выносят вердикт зрительницы. Каждая узнает себя в одном из образов и думает: - Значит, и я в свои сорок девять могу хотеть танцевать, чувствовать кураж, бросить все на карту - и жизнь свою переменить!
Ярко-красная юбка и вызывающий цветок розы сразу приковывают взгляд зрителя к актрисе Майе. Галина Лобанок создает образ яркой женщины с легким дыханием, порхающей по жизни, как «Бабочка» Афанасия Фета. Юмор помогает ей справиться со всеми проблемами возраста. «О, мой бедный мальчик - пальчик!» - остроумно, с шекспировской интонацией читает монолог актриса.
Елена Кривонос показывает свою героиню-интеллектуалку правильным часовым механизмом. Тик-тик, бом-бом! Но в механизме прячется столько сюрпризов! Елена Кривонос – мастер исповеди. Затаив дыхание, зал слушает монолог о романе с женатым мужчиной. Красивый роман длился четырнадцать лет – и красавица осталась у разбитого корыта. И женщина надела броню, убила в себе трепетность и нежность. На глазах изумленной публики андеррайтер Инна превращается то в полковника Морозова – сурового зрителя Могилевского театра, то в княгиню Меттерних – самую элегантную и остроумную женщину Европы.
Однажды ее спросили:
-В каком возрасте женщина перестает чувствовать радости любви?
-Не знаю, мне еще только шестьдесят лет, - ответила она.
И вот вам, пожалуйста, пример из жизни: когда-то молодой режиссер Геннадий Тростянецкий по уши влюбился в красавицу Нину Ольхину, когда актрисе было шестьдесят! Она не была интеллектуалкой – она была гением очарования.
Наталья Колокустова создает образ семейной женщины. Но вот подруги собирают медсестру на свидание - и преобразившаяся красотка раскрывает крылья: «Я бабочка!» И в этот момент даже кресла в зале оживают, искрятся смешинками.
«Все еще будет!»
По расчетам продвинутого андеррайтера Инны, мужчина с сайта знакомств в Интернете должен выбрать Ларису или Майю. Но человека просчитать нельзя: слишком сложный механизм! Что-то пошло не так - и мужчина выбрал саму Инну. На репетициях перед режиссером Тростянецким стоял сложный вопрос: как показать, что «замороженная» героиня Елены Кривонос оттаяла и влюбилась? Актрисе дали самокат – и она помчалась на всей скорости к своему счастью!
Драматург Красногоров подарил мужа только одной красавице – щедрый режиссер Тростянецкий сочинил счастье всем трем! Танцуют все! Партнер для Инны - доктор Ватсон. Так Геннадий Тростянецкий увековечил в спектакле память Виталия Соломина. Партнер для Майи тоже весьма интересный вариант. К Ларисе возвращается полковник Слейд. Пропавший надолго муж наконец-то прозрел! Логично, что воссоединившиеся супруги исполняют танго «Запах женщины».
Незамысловатая пьеса Валентина Красногорова напоминает анекдот, как бизнесмен жену выбирал. Три претендентки. Каждой дал по пять тысяч баксов. Посмотреть, как они их потратят. Первая купила кухню. И говорит: я хочу, чтобы ты после работы сытно и вкусно ел. Вторая купила ему часы и галстук. Ты же у меня видный мужчина, солидный. Третья потратила на платья. Я же должна тебе нравиться. Подумал новый русский... - и женился на той, у которой грудь была больше. Живая постановка Геннадия Тростянецкого моментами просто смешит, как «Анюта, я тута!», как скетчи, а моментами по глубине напоминает «Трех сестер» Чехова.
Постановка гуманиста Геннадия Тростянецкого - продолжателя традиций школы Георгия Товстоногова - возвращает веру человека в счастье.
Бывают такие дни, которые по концентрации счастья становятся наградой за терпение и оправдывают наше бытие. Как в романе Замятина «Мы»: «Говорят, есть цветы, которые распускаются только раз в сто лет. Отчего же не быть и таким, какие цветут раз в тысячу – в десять тысяч лет. Может быть, об этом до сих пор мы не знали только потому, что именно сегодня пришло это раз-в-тысячу-лет». Вот и во время спектакля «Три красавицы» на сцене расцветают балкон на сцене, искусственные цветы в горшках, велосипед, торшер, телефон, зонтик, многоуважаемый шкаф, швабра...
Зрители выходят из Театра – и земля кажется веселой и пьяной от любови.
Елена Максимова, специально для портала Masheka.by.
Фото: Наталья Росинова.