Проблемы подростков и как их решить? Рекомендации психолога
Подростковый возраст – это переходный этап между детством и взрослостью. Многие родители, которым еще предстоит этот период в жизни детей, ожидают его с содроганием. Давайте разберемся, всегда ли подростковый возраст является кризисным и какие проблемы чаще всего возникают у подростков и их родителей. На эти и другие вопросы, специально для портала Masheka.by, ответит практикующий психолог, специализирующийся на работе с подростками, Талюк Наталья Александровна.
Какими возрастными рамками определяется подростковый период?
Существуют различные периодизации этого возраста. Я больше склоняюсь к терминологии, которая применяется в ООН. Подростки — это лица в возрасте 10–19 лет (ранний подростковый возраст – 10–14 лет; поздний подростковый возраст – 15–19 лет). Но все индивидуально. Так, у некоторых детей, по моим наблюдениям, подростковый период может начаться уже в 9 лет. И, конечно, не у всех он длится до 19 лет.
Какие особенности подросткового возраста можно выделить?
Этот период полон противоречий. С одной стороны, у подростка возникает так называемое «чувство взрослости», и он всячески демонстрирует себя взрослым, самостоятельным, независимым. А с другой стороны, он очень уязвим и ему жизненно необходима поддержка, «разговоры по душам», понимание того, что он любим, в первую очередь, своими родителями. С одной стороны, подростки бунтуют против ограничений, а с другой стороны, им нужны определенные рамки для ощущения стабильности этого мира.
На этом этапе ведущей деятельностью подростков становится общение со сверстниками. И авторитет взрослых, вытесняемый мнением сверстников, отходит на второй план. Подросток ищет ответы на вопросы «Кто Я? Какой Я?». В этот период происходит становление личности, профессиональное самоопределение. Происходят бурные физиологические изменения в организме: гормональные всплески, неравномерное развитие головного мозга. Все это приводит к тому, что подросток склонен к импульсивным поступкам, легко подвержен неврозам. По многим физиологическим и психологическим характеристикам подростки нам кажутся уже взрослыми, но это далеко не так.
Почему именно работа с подростками, ведь в психологии есть много различных направлений?
Когда я училась в институте переподготовки на психолога (это не первая моя специальность), курсовую и дипломную работу писала про подростков, так как мой старший сын как раз вступил в этот период, и исследование проводила на нем и его одноклассниках. Затем, после окончания института, я устроилась работать в школу, где также работаю с подростками (веду с 8 по 11 класс). И сейчас могу с уверенностью сказать, что все случайное неслучайно. Я люблю подростков, их дух бунтарства очень близок мне самой. К тому же у меня двое детей подростков, 11 и 15 лет. И все знания я пропускаю через себя не только как специалист, но и как мама.
Расскажите об основных проблемах, с которыми к вам обращаются родители и сами подростки.
Часто обращаются с проблемой низкой самооценки сами подростки, а также их родители. Самооценка — это представление человека о важности своей личности, оценивание себя и собственных качеств, достоинств и недостатков. У подростков самооценка очень нестабильна и зависит от того, как их воспринимают окружающие. Если мы вспомним себя в этом возрасте, то сколько комплексов только по поводу одной внешности у нас было. В такой ситуации рекомендую родителям чаще хвалить ребенка, а если и критиковать, то поступки, а не его самого. Не «ты – плохой», а «ты поступил плохо». Важно говорить комплименты по поводу внешности и девочкам, и мальчикам. Постоянно подчеркивать даже самые маленькие успехи и достижения в учебе, в домашних делах и в других сферах жизни. Доносить до ребенка мысль, что все люди разные, кому-то лучше дается математика, кому-то гуманитарные науки, а кто-то будет работать руками (делать мебель, например) и это тоже важно. Поэтому важно родителям не сравнивать подростка с другими детьми и учить его не сравнивать себя с другими, а только с собой - тем, который «был вчера». А еще самооценка ребенка зависит от самооценки родителей. Взрослые с высокой самооценкой умеют уважать себя и других, отстаивать свою точку зрения, обозначать свои границы, заботиться о себе, реалистично оценивать свои достоинства и недостатки и этому от них учатся дети.
Также зачастую обращаются с проблемой во взаимоотношениях со сверстниками. Это может быть проблема отсутствия друзей или не складываются отношения с детьми в коллективе, например, с одноклассниками. А общение со сверстниками, как я уже говорила, является ведущей деятельностью для подростков и имеет большое значение для их социализации. Ведь именно во взаимодействии со сверстниками подростки учатся навыкам конструктивного общения с окружающими, приобретают друзей для обсуждения важных личных тем. К тому же для самоуважения подростка имеет огромное значение, сумел ли он заслужить любовь и уважение товарищей. Причины проблем во взаимоотношениях со сверстниками могут быть разные. Это может быть и заниженная самооценка, когда окружающие «считывают» его отношение к себе и ведут себя с ним соответствующим образом (обижают, обзывают и т.п.), как бы подтверждая («зеркаля») это его представление о себе. А может быть наоборот, самооценка у ребенка неадекватно завышена. И тогда он считает: «Я лучший, а все остальные ничто». Причиной проблем во взаимоотношениях со сверстниками также может быть отсутствие навыков конструктивного общения или неумение принимать других такими, какие они есть. И, соответственно, решение проблем во взаимоотношениях зависит от их причины.
Еще подростки и родители обращаются с проблемой неуверенности в себе. Неуверенность в себе всегда идет рука об руку с низкой самооценкой. Здесь важно создавать для ребенка ситуации успеха. Важно, чтобы он занимался той деятельностью (кружки, секции, выступления в школе на концертах, участие в исследовательских работах, олимпиадах), где все хорошо получается и куда он с удовольствием ходит. Поддерживать, помогать, если что-то не получается. И повышать самооценку.
Очень часто обращаются родители с проблемами в детско-родительских отношениях, когда понимают, что у детей наступил подростковый возраст, отношения с ребенком ухудшились и не знают, что делать с этим. В этом случае рассказываю родителям об особенностях этого периода, чтобы они лучше понимали, что происходит с их детьми. Помогаю найти ошибки, которые родители совершают во взаимоотношениях с ребенком. А иногда помогаю родителям осознать и скорректировать их собственные проблемы, которые всегда отражаются на взаимоотношениях с окружающими и, в первую очередь, с собственными детьми. Гармоничные отношения между родителями и детьми очень важны. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, а также то, как он будет вести себя со своими детьми сам будучи родителем. Если подросток чувствует и знает, что родители любят и принимают его любым, то он никогда не окажется в асоциальной группе сверстников.
Какие у вас планы на будущее?
У меня в планах открытие Клуба общения для подростков «Контакт PLUS». Уже на этот учебный год я буду набирать группы общения, в которых мы и будем решать основные проблемы подростков:
- учиться вырабатывать устойчивое позитивное самоотношение, позитивное принятие себя;
- повышать самооценку;
- вырабатывать навыки уверенного поведения и лидерских качеств;
- учиться навыкам эффективного общения со сверстниками и поведению в конфликтных ситуациях;
- обсуждать проблемы подростков и учиться решать их.
Занятия будут проходить в форме тренингов, игр и просто общения.
Кстати, название клуба «Контакт PLUS» не случайно. Известно, что любимая социальная сеть подростков - это ВКонтакте. И многие дети предпочитают сейчас общение в соцсетях живому общению со сверстниками в реальности. Так вот, идея клуба и названия – это живой контакт со сверстниками.
Это возможность разнообразить жизнь подростков в реальности, показать им, что живое общение интереснее, чем виртуальное. И тем самым отвлечь их от бесконечного нахождения в гаджетах. Это возможность показать, что живое общение – не страшно. Именно от подростков я услышала такую мысль, что им обратиться к незнакомому человеку в соцсетях проще, чем в реальности, в соцсетях проще создать какой-то образ себя. Но мы же, взрослые, понимаем, что чем лучше человек умеет строить взаимоотношения с окружающими в реальности, тем более он успешен и счастлив по жизни. К тому же подросткам нужно время от времени, чтобы рядом был кто-то, с кем можно поговорить о своих мыслях, чувствах, кто не осуждает, не оценивает. Такую возможность и предоставляют группы общения.
Поэтому приглашаю подростков в возрасте от 11 до 17 лет в Клуб общения «Контакт PLUS»!
+375293055846 Velcom
+375298424850 МТС
Спасибо, Наталья! Желаем вашему проекту развития и творческих успехов!
Наталья Талюк, специально для портала Masheka.by
Лига Экспертов Могилёва
Рубрика портала Masheka.by, в которой профессионалы своего дела дают советы по самым разнообразным вопросам. Если у Вас есть вопрос, который давно Вас тревожит или интересует - напишите нам и мы постараемся найти эксперта, который поможет его решить.
Если Вы являетесь экспертом в какой-либо сфере и хотите поделиться своим опытом и знаниями с могилевчанами - свяжитесь с нами через форму обратной связи.