238-я Карачевская стрелковая дивизия в боях за Могилев. Часть II
Сумев внезапно форсировать Днепр, подразделения остро почувствовали отсутствие артиллерийской поддержки. Их продвижение затормозилось. Усложнялась обстановка в районе форсирования 837-го полка. Неудачно окончилась атака 3-го батальона, и он был вынужден залечь на пойме перед кручей. На участке 2-го батальона противник предпринял несколько яростных контратак.
Дивизионы 693-го артполка были распределены по стрелковым полкам. Батареи открыли огонь через Днепр. Командир 2-го артиллерийского дивизиона майор Илья Алексеевич Дурандин, находясь около нашего наблюдательного пункта, обратился с просьбой позволить ему перебраться на западный берег и лично руководить корректировкой огня.
— Вот что,— сказал ему командующий артиллерией дивизии полковник Николай Григорьевич Волосков.— Видите белый двухэтажный дом на окраине Могилева.
— Вижу, товарищ полковник!
- А левее триста от шоссе — пригорок?
— Вижу!
— Считаю, что там лучшее место для наблюдательного пункта. Желаю успеха!
Через некоторое время Дурандин совместно с командиром б-й батареи лейтенантом Чековским, тремя разведчиками и двумя радистами на плотиках поплыли под огнем врага через Днепр. Один из разведчиков при этом был убит. Намеченный для наблюдательного пункта командира дивизиона пригорок находился еще в руках противника. В ряди наступающего в том направлении стрелкового батальона продвигалась и группа Дурандина. В одной из атак от вражеской пули погиб Чековский. Корректировку огня майор Дурандин лично взял на себя. Точность определения целей и четкость команд, передававшихся им на батареи, способствовали меткости огня.
Саперному батальону было приказано немедленно приступить к постройке моста в районе Луполова и закончить его к рассвету 28 июня. С этой ответственной задачей саперы справились досрочно, хотя работали под огнем противника.
Командир 837-го полка подполковник Разумов, учитывая усложнение на участке 2-го батальона, решил перенести свой наблюдательный пункт на заречный плацдарм. Вместе с ними в лодку сел его заместитель по политической части подполковник Родионов. К западному берегу лодка подошла в момент новой контратаки гитлеровцев.
Сквозь трескотню выстрелов раздались тревожные голоса: «Давайте патронов! Гранаты подносите!» Некоторые солдаты выскочили из окопов и стали перебегать назад к реке. Увидев командиров, они сконфуженно остановились, а потом устремились снова в бой. А от берега уже тащили доставленные на плацдарм боеприпасы, тянули перевезенные на плотах полковые пушки. Закончил также переправу находившийся во втором эшелоне 1-й батальон под командованием майора Ардышева.
Организованная командиром полка атака увенчалась успехом. Батальоны ворвались на окраину Могилева.
Прибывший на мой наблюдательный пункт командир корпуса генерал Смирнов рассказал, что в двух километрах севернее армейский инженерный полк приступил к наводке моста.
Я решил передвинуть туда находившийся во втором эшелоне 830-й стрелковый полк, чтобы он начал огневое взаимодействие с 369-й дивизией. Командир 830-го полка полковник Г. Е. Смурыгин до войны проходил службу в Могилеве в должности помощника командира дивизии по охране железных дорог и хорошо знал пригородную местность. Он повел полк скрытыми подступами.
Получив по радио от Смурыгина донесение о положении дел, я приказал начать форсирование на подручных средствах и сам с заместителем начальника политотдела майором А. И. Бобер выехал туда.На противоположном берегу в этом районе уже действовала труппа разведчиков полка, руководимая сержантом И. Н. Романовым. В полученном от них донесении раскрывались система огня противника и расположение траншей.Разведчики завязали с противником бой, прикрывая переправу полка. В числе первых переплыл реку заместитель начальника политотдела майор Алексей Игнатьевич Бобер.
Инженер полка старший лейтенант Виктор Петрович Вельский, организовав изготовление плотиков для переброски через реку полковых пушек, также переправился на западный берег и возглавил очистку его от мин и «сюрпризов».
Все новые и новые люди переправлялись на заречный плацдарм. Батальоны пошли в наступление» Первым ворвался в траншею противника батальон майора Шевченко. Вскоре была установлена огневая связь с соседями: справа — с частями 369-й стрелковой дивизии и слева — с 837-м полком.
По радио наше командование передало вечером 27 июня обращение к немецкому гарнизону о прекращении сопротивления и сдаче в плен. Гитлеровцы его отклонили. Бой в городе возобновился с новой силой. Ожесточенные схватки приходилось вести за каждый квартал, за каждый дом.
Недалеко от вокзала гитлеровцы засели в каменном здании. Командир батареи артиллерийского полка старший лейтенант Ужвак приказал выкатить 76-миллиметровую пушку на прямую наводку и сам почти в упор стрелял по окнам, дверным проемам здания. Поднесенные снаряды были израсходованы. Батарейцы организовали их доставку.
ЗИС-3 -76-миллиметровая советская дивизионная и противотанковая пушка образца 1942 года.
Воспользовавшись этим, более 30 фашистов выскочили из подвала дома и кинулись к орудию, надеясь захватить его. Но вблизи оказались наши разведчики. Во главе с командиром конного взвода старшим лейтенантом Яшиным они устремились на вражеских солдат. В рукопашной схватке принял участие также инженер Вельский. Поединок закончился победой наших воинов, но она досталась дорогой ценой: смертью храбрых пал офицер Яшин. Тяжелое ранение получил инженер Вельский.
Разведывательную группу 830-го полка вел в бой командир отделения сержант Иван Петрович Романов, побывавший утром в расположении противника и доставивший ценные сведения. Это был отважный, дерзкий боец. После семилетки Романов окончил Ленинградскую пожарно-техническую школу. Война застала его в Москве, где он служил в пожарной команде. На неоднократные его рапорты с просьбой отправить на фронт начальство отвечало резолюцией: «Нужен на противопожарной охране столицы».
Наконец ему пошли навстречу. И вот он участвует в боях. В нашей дивизии он сразу же проявил свою смелость. Руководимые им разведчики захватили в плен 27 гитлеровцев, а сам Романов во время схватки в немецкой траншее метким автоматным выстрелом убил фашистского офицера.
Ночью разведчики ворвались в здание вокзала. Несколько яростных контратак отразила горстка советских патриотов до подхода подразделения, не дав гитлеровцам возможности уничтожить склад с боевыми припасами. Когда мы ворвались в город, в зданиях областной больницы бушевало пламя. Фашисты взорвали Дом Пионеров.В подвалах самого красивого здания города, где помещался горком партии, немцы заложили мины замедленного действия. Несмотря на обстрел, жители вышли из подвалов и со слезами радости на глазах обнимали своих избавителей.
В самом Могилеве группы из роты воентехника первого ранга Разинкина 843-го полка прорвались в тыл противника, атаковали штабы, расчистили от мин подступы к траншеям. Рота уничтожила не менее 50 фашистов, захватила до 100 пленных и много трофеев, в том числе 6 исправных орудий. За боевые подвиги Разинкин удостоен звания Героя Советского Союза.
Заместитель командира батальона по политчасти 843-го полка капитан Василий Григорьевич Карпенко не только словом мог зажечь сердца,но и личным примером. С передовыми подразделениями под огнем противника он форсировал реку, штурмовал позиции врага,организовал отражение яростных контратак, будучи тяжело раненным, во главе 5-й роты ворвался в Могилев и участвовал в бою до полного овладения городом. В.Г.Карпенко вскоре скончался в госпитале.
Михаил Афанасьевич Замулаев
младший лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войн, Герой Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» младший лейтенант Михаил Замулаев посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также посмертно был награждён орденом Ленина.
Я хорошо знал младшего лейтенента Михаила Замулаева. Во главе взвода, под ураганным гнем Замулаев поплыл через Днепр. Уничтожив внезапным огнем вражеские заслоны на западном берегу, взвод выбил гитлеровцев из траншеи, атаковал опорный пункт на окраине деревни Половинный Лог, а потом на плечах врага ворвался на окраину Могилева. В уличных боях младший лейтенант Замулаев был убит. Посмертно он удостоен звания Героя Советского Союза.
Для очистки кварталов от засевших в зданиях снайперов противника пришлось выделить мой резерв — дивизионную школу сержантов. Возглавил это дело майор Александр Иванович Пименов. Приходилось вести огневые дуэли. Большинство вражеских снайперов было убито. Несколько человек взято в плен.
Город лежал в развалинах и пепелищах. Особенно много зданий фашисты взорвали и сожгли за последние два дня. Кровь леденела в жилах, когда освобожденные жители рассказывали о варварских злодеяниях гитлеровцев в период оккупации. По подозрению в связи с партизанами были арестованы и повешены сотни и сотни советских людей.
Наша 238-я Карачевская стрелковая дивизия и ее 830-й , 837-й и 843-й полки Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное форсирование Днепра и освобождение Могилева награждены орденом Красного Знамени.
Из книги «Солдатами были все», 1972г.
Фотографии носят иллюстративный характер