Эхо войны: в Могилеве нашли, а в Чаусах потеряли
Как сообщали недавно СМИ, целую неделю вблизи Буйничского поля вели раскопки поисковики историко-патриотического клуба «Виккру» и 52-го специализированного батальона Министерства обороны Беларуси. Нашли 11 медальонов и останки 14 защитников Могилева. Возможно, содержимое части медальонов криминалисты восстановят, и мы узнаем несколько имен защитников Могилева.
А вот в Чаусах наоборот потеряли захоронение 1941 года. Дело в том, что в Чаусах с 30 июня по 14 июля 1941 года располагался подвижный полевой госпиталь № 2383, куда поступали раненые бойцы и командиры из Могилева и его окрестностей. Большинству из них удалось сохранить жизнь и отправить дальше в тыл. Часть раненых доставляли в госпиталь уже мертвыми, часть умирала от ран в самом госпитале. Сохранилась книга учета умерших, где сказано, что их хоронили на городском кладбище.
Из книги учета видно, что в Чаусах были похоронены 34 бойца и командира. Некоторые из них поступали без сопроводительных документов и числятся как неизвестные. Но фамилии 25 человек приводятся в книге учета. Однако, в паспортах воинских захоронений Чауского района этих фамилий нет. Нет их и в объединенном банке данных защитников отечества, погибших и захороненных на территории Могилевской области в годы Великой отечественной войны (1941-1945), размещенном на сайте Могилевского облисполкома.
В Чаусах был захоронен и наш земляк, Свирский Антон Адамович. До войны он жил в Могилеве в поселке Железнодорожном, в доме № 34.
26 июня 1941 года он был мобилизован и отправлен служить в 73-й полк НКВД по охране железных дорог. До войны штаб этого полка и две роты располагались в Могилеве, а остальные подразделения охраняли станции и мосты на железнодорожных линиях Орша-Жлобин и Кричев-Могилев-Осиповичи. Антон Свирский попал служить в гарнизон станции Реста.
Копия из книги учета умерших в ППГ №2383
Этому гарнизону не повезло, 2 июля он подвергся бомбардировке немецкой авиацией. Несколько человек было убито на месте, много ранено. Считалось, что охранные войска НКВД боевых действий вести не будут, поэтому дивизионных медсанбатов и санитарных рот в полках им не полагалось. Поэтому раненых повезли со станции Реста в Чаусы, в госпиталь № 2383.
Антон Свирский до госпиталя живым не доехал, умер по дороге. А трое его сослуживцев: Монастырский, Вольфсон и Шевченко умерли в госпитале через несколько дней.
В базе данных «ОБД-Мемориал» на Антона Свирского есть несколько записей. Одна из них, составленная по документам штаба войск по охране тыла Западного фронта, куда входил и 73-й полк НКВД, утверждает, что Антон Свирский был похоронен в братской могиле недалеко от станции Реста. Интересно, что оказывается есть ещё один вариант. В книге «Память Могилев» сообщается, что рядовой Свирский Антон Адамович погиб 1 мая 1942 года в Сталинградской области.
Кому же верить? Поскольку в войсках учет личного состава имел существенные недостатки, особенно это касалось вновь прибывшего пополнения. Красноармейцы вообще не имели никаких личных документов. На призывных пунктах у городских жителей изымали паспорта и взамен выдавали справку, а у сельского населения и паспортов не имелось.
Поэтому достоверными можно считать данные госпиталя, где документация велась на достаточно высоком уровне. Тем более, что в книге учета умерших госпиталя №2383 указано: при Антоне Свирском найдена справка о том, что он сдал свой паспорт в Могилевский горвоенкомат 26 июня 1941 года.
Что касается захороненных бойцов и командиров Красной Армии, погибших в июле 1941 года и захороненных на кладбище г.Чаусы, то будем надеяться, что местные власти найдут способ увековечить память защитников Родины к 80-летию начала Великой Отечественной войны.
Леонид Плоткин, специально для сайта Masheka.by