30 ноября (17 ноября по старому стилю)
Из Петрограда через станции Дно-Ново-Сокольники-Витебск к Могилеву направился большой сводный отряд моряков-балтийцев под командованием С.Д.Павлова. Два эшелона литовского полка под командованием В.Г.Сахарова и передовой разведывательный отряд под командованием С.Д.Кудинского.
Всероссийский комитет железнодорожников (ВИКжель) отдал по линии железных дорог распоряжение не пропускать эшелоны прапорщика Крыленко к Могилеву.
На последнем совещании общеармейского комитета с представителями армейских комитетов фронтов, состоявшихся при Ставке, представители некоторых армий прибыли с наказами, шедшими вразрез с политикой Ставки генерала Духонина. Некоторые армии вообще не прислали своих представителей, представители 3-й и 10-й армий отказались считать решения комитета правомочными. Участники совещания признали, что у Ставки и общеармейского комитета нет реальных сил, которые могли бы противостоять большевикам, ибо против Ставки настроен даже местный георгиевский батальон. В связи с наступлением на Могилев революционных войск было принято решение эвакуировать Ставку в Киев, под защиту буржуазно-националистической Центральной Рады.
На тот момент при Ставке находились:- георгиевский батальон
- 4 полка 1-ой Финляндской дивизии
- 4 батальона ударников
- Четвертый Сибирский казачий полк
Общая численность находилась в пределах 2-2,5 тысяч человек при 30 или 50 пулеметах. Кроме этого, на территории Смоленской, Могилевской и частично Минской губерний были расположены польские легионеры Мусницкого, которые, однако, заявили, что соблюдают нейтралитет «во внутренних делах России». Финляндская дивизия сообщила, что не намерена вообще драться с кем бы то ни было. Георгиевский батальон был ненадежен. Только 4-мя батальонами ударников генерал Духонин мог отстаивать существование Ставки.
1 декабря (18 ноября по старому стилю)
В Ставке происходили заседания и собрания различных «демократических организаций», а также членов управления Ставки. При обсуждении вопроса, защищаться от большевиков или нет, генерал Духонин, комиссарверх Станкевич, представители общеармейского комитета и «ударных» частей ратовали за защиту Ставки «во что бы то ни стало». Однако общеармейский комитет в целом высказался за отказ от вооруженного сопротивления. Было решено послать навстречу продвигающимся к Ставке большевистским эшелонам представителей для переговоров с Крыленко.
Николай Васильевич Крыленко
Советский государственный и партийный деятель, Верховный главнокомандующий российской армии после Октябрьской революции 1917 года. Кандидат в члены ЦИК СССР 1-4 созывов, член ЦКК ВКП в 1927-1934 гг. Один из организаторов массовых репрессий.
Персонал штаба Ставки и общевойскового комитета начали ликвидацию дел и упаковку имущества для предстоящего отъезда генерала Духонина и высших чинов Ставки. В этот же день выехали из Могилева в Киев иностранные военные миссии, аккредитованные при Ставке. Солдаты могилевского гарнизона и батальон георгиевских кавалеров заявили, что до прибытия революционных частей из Петрограда они никого не выпустят из Ставки. Под давлением этого генерал Духонин вынужден был отменить решение о переезде Ставки в Киев.
В связи с приближением к Могилеву эшелонов с революционными войсками на экстренном заседании Могилевского Совета обсуждался вопрос о признании Советской власти. После отказа соглашательской части Совета признать Советскую власть большевики и меньшевики-интернационалисты покинули заседание. На фракционном заседании могилевских большевиков и интернационалистов, состоявшемся к вечеру того же дня, было принято решение о создании ревкома, о переходе к нему всей полноты власти в городе и контроля над Ставкой.
Только что организованный ВРК в радиограмме «Солдатам всех армий» сообщил о переходе в его руки всей власти в Могилеве и контроля над Ставкой.
2 декабря (19 ноября по старому стилю)
Могилевский ВРК решил принять срочные меры, чтобы не допустить выезда из Ставки генерала Духонина.
Утром по распоряжению Духонина, пересланному в Быхов полковником Кусонским, были освобождены из-под охраны генералы Корнилов, Деникин, Марков, Лукомский, Романовский. При содействии начальника охраны Гришина и коменданта Быхова полковника Эдгарта переодетые генералы, получив в штабе польской дивизии фальшивые документы, отбыли из Быхова, направляясь разными путями к Новочеркасску.
Советский Верховный главнокомандующий Крыленко в 21.00 отдал распоряжение эшелонам, сосредоточенным на станции Витебск и предназначенным для занятия Ставки, начать продвижение к Могилеву…
Приказ № 7 Военно-революционного комитета
1. Во исполнение приказа Правительства Народных Комиссаров, волею Октябрьской революции поставленных, Могилевский военно-революционный комитет, состоящий из представителей Исполкома депутатов и представителей Военно-революционного комитета Западного фронта и армий, объявляет себя высшей властью в городе Могилеве и окрестностях и берет на себя контроль над деятельностью Ставки.
2. Все распоряжения Военно-революционного комитета подлежат немедленному и безусловному исполнению.
3. Всякий, не признающий и не исполняющий приказов и распоряжений Правительства Народных Комиссаров и
Военно-революционного комитета, подлежит немедленному аресту и отстранению от занимаемой должности и лишению содержания.
4. Лица, противодействующие власти Народных Комиссаров и Военно-революционного комитета, будут немедленно арестовываться и предаваться военно-революционному суду
Продолжение следует…
По материалам книги Иеронима Филипповича «Могилев: Хроника событий 1917-1918».