История: в небе Могилева «Илья Муромец»
Шел 1920-й год. Красная Армия готовилась к наступлению на белополяков. Фронт проходил по Березине, а в Могилеве располагался штаб 16-й армии и другие тыловые службы.
С востока перебрасывались на польский фронт и авиачасти Красного воздушного флота.В основном это была истребительная авиация: самые новые самолеты с опытными экипажами, наиболее качественное горючее и боеприпасы. Для всех летчиков и мотористов было организовано улучшенное питание и двойное денежное довольствие. С целью «подъема боевого духа» Реввоенсовет Западного фронта распорядился даже о регулярной выдаче пилотам виноградного вина, а при его отсутствии – «минимального количества спирта».
В один из июньских дней могилевчане услышали непривычный для слуха шум. Он доносился со стороны Днепра. Устремив туда свои взгляды, любопытные горожане могли разглядеть в небе над Луполово громадный самолет, который медленно заходил на посадку. Как такового в Могилеве аэродрома не было, и ранее прибывший в город начальник отряда штурман Сперанский приказал для ориентировки прибывающих самолетов жечь непрерывно на обширном лугу три костра.
Как потом оказалось, это прилетел на борьбу с белополяками самый большой русский воздушный корабль, четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец». Пилотировал машину красвоенлет Ф.К.Шкудов. На тот момент в Красной Армии было всего три таких самолета, и все они входили в состав 1-го боевого отряда Дивизиона Воздушных Кораблей.
Вообще-то в Могилев должны были прилететь из Новозыбкова сразу три самолета этого отряда Но один корабль не смог вовремя вылететь из-за поломки мотора и прибыл в место назначения только 6 июля. Третий «Илья Муромец», пилотируемый А.К.Туманским, по ошибке штурмана, который был пьян, вместо Могилева сначала попал в Быхов, сел ночью на неподготовленное поле, в результате потом несколько дней ремонтировал моторы.. Только 6 июля 1920 года весь боевой отряд удалось собрать вместе.
Между тем 4 июля 1920 года Красная Армия начала наступление. А вот бомбардировщики подключились к боевым действиям с опозданием. Лишь 8 июля они смогли вылететь в Белыничи, поближе к фронту.
На следующее утро "Муромцы" отправились по заданию 16-й армии в полет с целью "бомбометания, фотографирования и разведки на ж/д линии Гродзянка – Уборок – Талька – Верейцы – Завишки". 1-й бойкорабль пилотируемый А.С.Еременко, потеряв ориентировку, вернулся на аэродром, 3-й бойкорабль Ф.К.Шкудова из-за неисправности моторов повернул назад, но не долетев до аэродрома, приземлился на болото. Корабль красвоенлета А.К.Туманского, "не дождавшись истребителей, бомбардировал г.Бобруйск". На борту находился начальник политотдела 16-й армии товарищ Пикель. На станцию и эшелоны было сброшено 11 пудов бомб. Вот строки из боевого донесения: "…город противником оставляется. В стоящие на станции эшелоны выпущено 4 обоймы из пулемета. Увлекшись бомбометанием и пулеметным обстрелом, не заметили, что бензин из заднего бака не подается, почему и сели у д.Заболотье, в 10-ти верстах от своего аэродрома". Корабль сел в болоте. Его потом разобрали и, не без помощи местных жителей, вытащили и доставили на аэродром.
Вечером того же дня военлет А.К.Туманский, взяв 1-й бойкорабль А.С.Еременко (внезапно заболевшего) снова отправился в полет. На этот раз заданием было разбомбить станцию .Осиповичи. В 3-х часовом полете сбросили 11 пудов бомб и 1 пуд воззваний. После полета военлет А.К.Туманский докладывал командованию:"Разбомбили станции Осиповичи, Верейцы, пути, эшелоны и местечки обеих станций; обстреляны из пулемета обе станции, местечки, пути, стоящие и проходящие эшелоны и обозы…"Позже удалось установить, что под бомбы А.К.Туманского в Бобруйске и Осиповичах попали части отступающей 6-й пехотной дивизии белополяков.
Надо сказать, что особого ущерба советские бомбардировщики противнику не нанесли. Те самолеты, о которых идет речь, не имели ни бомбодержателей, ни бомбоприцелов. В силу этого использовались бомбы мелких калибров, чтобы их можно было сбрасывать вручную в открытые двери. Поэтому было большой удачей попасть в намеченную цель. Скорее целью таких налетов было оказать психологическое давление на врага.
Этими двумя полетами и закончилось боевое использование кораблей на Западном фронте. Вскоре "Муромцы" отправились на ст.Славное, где находилась основная авиабаза Западного фронта. Через несколько дней поступил приказ отправиться в Минск, причем машину Туманского нагрузили бидонами с касторовым маслом для истребителей.. По пути в Минск самолет попал в грозу и был вынужден приземлиться у ст.Жодино. Там при взлете намокший под дождем корабль не смог набрать высоту, выехал за пределы поля и, задев шасси проходящую рядом дорогу, потерпел аварию. При этом от удара бидоны разрушились, и весь фюзеляж превратился в ванну, наполненную касторкой.
Надо отметить, что могилевчане имели возможность видеть самолет «Илья Муромец» за несколько лет до этих событий. Как вспоминал И.Сикорский, утром 28 июля 1914 года воздушный гигант, совершая перелет Киев-Санкт-Петербург, пролетел на высоте 1000 метров над Могилевом. Была ясная, солнечная погода, так что самолет можно было без труда разглядеть в небе.
Для информации. Самолет «Илья Муромец» знаменитого русского авиаконструктора Игоря Сикорского имел размах крыльев примерно 30 метров и взлетный вес в пять тонн. Имел четыре двигателя по 110 лошадиных сил каждый. Запас бензина обеспечивал 4 часа полета на скорости 135 км в час. Каркас самолета был выполнен из дерева и обшит полотном, пропитанным лаком. Экипаж состоял из 5-7 человек и находился, в отличие от других типов самолетов, в закрытой и просторной кабине. На вооружении было 4-7 пулеметов и до 500 кг бомб различного калибра и назначения. И хотя для тяжелых бомбардировщиков были разработаны бомбы весом до 400 кг, в гражданскую войну в основном использовались пяти и десятикилограммовые бомбы для ручного метания.
Леонид Плоткин специально для сайта "Masheka.by"