22-12-2012, 15:42
Леонид Плоткин
6 927

История Могилева: где стояли императорские поезда


 

Из истории известно, что в Могилеве в 1915-1917 годах находилась Ставка Верховного Главнокомандования русской армии. С началом войны Ставка размещалась в Барановичах, но когда  русская армия стала отступать, Ставка переехала в Могилев. Первоначально во главе Ставки был дядя царя, Великий Князь Николай Николаевич.

Но поскольку дела на фронтах складывались не в пользу России, царь решил взять командование армии на себя.23 августа  1915 года Николай II прибыл в Могилев.

И не просто прибыл, а появился со всей своей свитой на двух императорских поездах. От обычных они отличались особым комфортом вагонов, а также тем, что поезда обслуживали не простые железнодорожники, а солдаты и офицеры железнодорожного полка Его Величества.

Недавно журналистка газеты «Могилевские ведомости»  Людмила Гришанова решила прогуляться в районе железнодорожного вокзала и выяснить, где стояли императорские поезда. И вот, что ей удалось узнать:

«Павел Димитриади ведет нас к заветному месту на улице Лазо, где, по рассказам старых железнодорожников, находился тупик для стоянки царского поезда во время пребывания в Могилеве Ставки Верховного Главнокомандующего Николая II……

……..В десятке метров от улицы Лазо в зарослях калины, пламенеющей алыми гроздьями ягод, и пожухлой травы обнаруживаем рельсы, которые перегораживает полуповалившийся деревянный забор вокруг участка с яблонями. Через дырку в ограде проникаем далее, где тоже имеются рельсы, уходящие за другой забор».

Тут следует сказать, что Людмилу Гришанову ввели в заблуждение: стоянка  находилось в совершенно другом месте. Впрочем, она  значилась не как стоянка, а военная платформа, т.е. площадка вровень с полом вагонов для погрузки и разгрузки воинских эшелонов. С этой платформы отправлялись на фронт конные сотни Собственного Его Величества конвоя и другие части.

Вот что пишут свидетели тех давних событий:

Жандармский полковник  Спиридович:

«23-го августа, в полдень, Государь приехал в Могилев, который делался теперь Царской Ставкой. На дебаркадере встречали: Великий Князь Николай Николаевич и начальствующие лица. Царские поезда были отведены на отдельную ветку, проведенную в рощицу, принадлежавшую одному частному лицу. Кругом охрана Железнодорожного полка. Далее мои посты. Государь остался пока жить в поезде. От поезда до губернаторского дома, где жил Великий Князь, казалось версты две хорошего шоссе».

Генерал П.К.Кондзеровский: «На случай, если Государь не захочет выезжать из поезда, была устроена железнодорожная ветка, на которой царский поезд был поставлен в саду одного имения, расположенного за вокзалом».

Да и сама Людмила Гришанова приводит в своей статье цитату из книги вице-губернатора Друцкого-Соколинского, который пишет в своей книге «На службе Отечеству» :

«Для устройства императорской ветки, выбран был частновладельческий сосновый лесок, расположенный за товарной станцией в нескольких десятках саженей от тракта.

…Приступили срочно к частичной вырубке леса, постройке железнодорожного тупика и соединительной ветки, связывающей этот тупик с главными путями станции Могилев, а также устройству электрического освещения путей, водопровода, канализации, провода телефона, телеграфа».

Из дневника Николая II:

«….После завтрака спешно читал и около 3 час. поехал за жел.-дор. станцию, откуда пешком дальше по большаку и все влево полевой дорогой назад к военной платформе, куда пришел к 5 час…..

….В 3 часа отправился мимо прежней Ставки по большаку, вылез из мотора у первого ж. д. переезда, дошел до след. переезда и прошел по полотну до окопов справа и слева»(прим.: первый переезд нынче у конечной остановки троллейбуса № 4 ,следущий перед ст.Полыковские хутора).

 

Фрагмент карты 1936 года.Район  ст.Могилев 1.Красная линия- военная платформа.Зеленая линия -ул.Лазо 

 

Из всех этих высказываний можно сделать однозначный вывод, что стоянка императорских поездов находилась  в сосновом леске к северу от вокзала и недалеко от тракта. Под трактом подразумевается Екатерининская улица, которая продолжалась за вокзал и далее переходила в дорогу на  Шклов.

Упоминание о тракте в данном случае важно, поскольку от поезда в город и обратно царь и его свита передвигались на авто и нужен был хороший подъезд к стоянке поездов.

 


 Станция Могилев. Справа на заднем плане тот самый лесок. Слева -пакгаузы и депо.


Ничего подобного в то время в районе нынешней улицы Лазо не было и в помине. Да и самой улицы  не существовало, тот район стал застраиваться уже после революции. Во всяком случае, на карте Могилева от  1918 года он никак не обозначен.

А что же рельсы? А рельсы остались от других старых путей. На карте  1936 года видно, что в район водонапорной башни действительно идет железнодорожная ветка. Скорее всего, она предназначалась для экипировки паровозов: они перед рейсом нуждались в заправке  топливом и водой. А топливом были дрова, и на станции хранился большой их запас.

Вероятно, ветка вела к дровяному складу ,а по пути паровоз запасался ещё и водой. Потом дровяной склад сменился на угольный, а еще через несколько десятилетий появились тепловозы. А рельсы поленились снять. Или просто забыли.

 

Леонид Плоткин специально для сайта masheka.by


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!