История Могилева: конка
В Могилеве конка появилась в 1911 году. Официально этот вид транспорта именовался так: конно-железная дорога. От железнодорожного вокзала и почти до Губернаторской площади были проложены рельсы. По самой середине Днепровского проспекта.
Поскольку дорога была одноколейной, то пришлось оборудовать три разъезда, чтобы обеспечить движение в двух направлениях. Один разъезд находился у Трехсвятительской церкви, другой не доезжая электротеатра «Чары» на площади горелых казарм, третий у здания Гражданского клуба.
Также, как и обычная железная дорога, конка могла двигаться или по прямой, или по очень большому радиусу. Не по силу ей были большие подъемы и уклоны, характерные для города Могилева. По этой причине дальнейшего развития конка не получила.
Необходимость в конке возникла после того, как к Могилеву подвели железную дорогу. Появился устойчивый поток пассажиров двигавшихся от вокзала в город и в обратном направлении. А надо напомнить, что станция и вокзал находились, как сообщается в « Памятных книгах Могилевской губернии», в трех верстах от самого города. Правда, если считать, что городская застройка обрывалась тогда на улице Офицерской (ныне Миронова), а дальше в сторону вокзала шли лишь одиночные дома, то это расстояние фактически составляло примерно два километра. Для жителей дореволюционного Могилева преодолеть это путь пешком не составляло особого труда. Проблема возникала, когда приходилось тащить с собой «..сундук, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку».
Тем не менее, немногочисленные вагоны конки, а было их то ли четыре, то ли шесть, регулярно доставляли пассажиров к вокзалу перед прибытием очередного поезда, а после везли в город вновь прибывших .По этой причине первые вагоны конки появлялись у вокзала в 7-20, когда на станцию приходил товарно-пассажирский из Жлобина. В течение дня они проделывали этот маршрут шесть раз. Последние пассажиры конки появлялись на привокзальной площади в 22 -16 с товарно-пассажирским из Витебска.
Вагон конки был двухосным и вмещал до 20 человек. Располагались они на двух деревянных скамьях расположенных вдоль стенок вагона. В роли двигателя выступала лошадь. Обслуживался вагон вагоновожатым и кондуктором, обязательно мужчинами. Вагоновожатый правил лошадью, кондуктор продавал билеты, давал сигналы остановок и отправления.
Нелегко было быть вагоновожатым: лошадь: впрягались в мягкие ременные постромки, прикрепленные к тяжелому вальку. Никаких оглобель и дышел не было. В правой руке у вожатого были вожжи, а левая все время лежала на ручном тормозе. Левая рука выполняла две функции: тормозила вагон , вращая рукоятку ручного тормоза, и поднимала трубку, ударявшую в медный сигнальный колокол.Звонить приходилось часто, так как народ переходил улицу в любом месте, нередко пьяные лезли прямо под вагон.
На конечном пункте вожатый снимал валёк с крючка и вел лошадь к другому концу вагона, прицеплял там валёк, устанавливал колокол с тормозом и был готов к обратному рейсу. При этом передняя площадка автоматически превращалась в заднюю и наоборот. Вечером внутри вагона зажигался керосиновый фонарь, тускло освещавший внутренность вагона. На крыше передней площадки зажигался фонарь побольше, но толку от него было мало - свет едва освещал круп лошади.
Рельсовый путь для конок был весьма несовершенен, рельсы были без желобков для реборд колес. Междупутье было замощено булыжником вровень с головкой рельса, и реборды колес часто катились прямо по булыжникам, весь вагон содрогался и дребезжал всеми своими расхлябанными частями. Разговаривать внутри вагона было совершенно невозможно от этого ужасного грохотания.
Зимой рельсовый путь заметало снегом, улицы в то время от снега не очищались, поэтому вагоны конки отправлялись на это время в депо, а единственным транспортным средством в Могилеве становились санные упряжки. На доставку пассажиров на вокзал и обратно это мало влияло, большинство могилевчан предпочитало сидеть зимой по домам, не желая быть застигнутыми метелью в холодном вагоне поезда.
Чтобы не разрушать хлипкий рельсовый путь, запрещалось езда вдоль по рельсам и между ними в экипажах различного рода. Так же запрещалось загромождать пути. Вагоны конки наделялись преимуществом при уличном движении: при приближении вагона, все экипажи должны были свернуть к боковым сторонам улицы, а при переездах через пути, экипажам следовало уступать дорогу конке.
Скорость вагонов ограничивалась 12 верстами в час. Таким образом, конка передвигалась достаточно неторопливо, и ловкие пассажиры имели возможность сойти или запрыгнуть в конку прямо на ходу.
На конках ездил преимущественно народ скромный: мелкие чиновники, служащие, рабочие, прислуга. Солдатам позволялось ездить только на открытых площадках.
В каждом вагоне висели «Правила для господ пассажиров конно-железной дороги».Они среди прочего гласили:
1. Входить в вагон и выходить из него с передней площадки воспрещается.
2. Для входа и выхода пассажиры могут требовать полной остановки вагона на всяком месте движения.
3. Курить разрешается только на площадках.
4. Пассажиры, находящиеся в нетрезвом виде, а так же имеющие на себе слишком загрязненную одежду, как то: угольщики, трубочисты, ассенизаторы и.т.п. в вагоны не допускаются.
5. Пассажирам разрешается иметь при себе только такой багаж, который может помещаться на руках или под сидением.
6. Вводить или вносить в вагон с собою собак не дозволяется.
7. В случае схода вагона с рельсов или поломки его, уплаченные деньги не возвращаются пассажирам, но им предоставляется садиться в другой вагон со взятыми билетами.
Цена билета зависела от расстояния. Мы не знаем точных тарифов для Могилева, но предполагаем, что они не сильно отличались от других городов, где за одну версту брали полторы копейки. Так что проезд от вокзала до Губернаторской площади стоил 4-5 копеек. Если учесть, что этот же маршрут на одноконном извозчике обходился в 50 копеек, то выгода для не очень богатых пассажиров была очевидна. Правда у извозчика было одно существенное преимущество: он доставлял седоков и багаж прямо к подъезду или воротам, чего не скажешь о конке. А если учесть, что конка обслуживала только Днепровский проспект, то извозчикам тоже работы хватало.
Контора и депо конки сначала размещались на Вокзальной улице, потом их перенесли на Андреевскую. Начальником конки со дня её основания был Николай Григорьевич Бутомо. В Могилеве он был известен ещё и своим активным участием в деятельности общества любителей сценического искусства, занимая там должности казначея и секретаря.
Конка просуществовала в городе до середины 30-х годов прошлого столетия. Это время активной автомобилизации страны и в Могилеве, как и в других больших городах, число авто росло год от года. Неповоротливая конка мешала движению, грузовики разбивали рельсовый путь. С появлением в городе первых автобусов от конки пришлось отказаться.
Леонид Плоткин специально для сайта masheka.by