История Могилева: школа иезуитов
В сентябре дети пошли в школу. Не знаю, когда начинался учебный год несколько столетий назад, но школа в конце XVII-го века в Могилеве уже действовала. Это была школа при иезуитском монастыре, что размещался в центре города, на Шкловской улице.
Иезуиты
Мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты принадлежат к числу регулярных клириков. Дата основания: 1540 год. Википедия.
Мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты принадлежат к числу регулярных клириков. Дата основания: 1540 год. Википедия.
В Могилеве и раньше пытались организовать обучение детей в школе. Например, в 1590 году открылась школа при братстве скорняков, но просуществовала два года. Время от времени возникали школы при монастырях и храмах. Как писал А.Пушкин «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». То же можно сказать и о могилевских школах. Учили они элементарной грамотности, вместо профессиональных учителей преподавали дьячки и пономари, да и просто грамотные люди, учебников не было, читать учились по Библии.
Но, когда в Могилеве появились иезуиты, а это произошло в 1678 году, постановка образования в городе качественно изменилась. Педагогическая деятельность иезуитов основателем ордена Игнатием Лойолой была выдвинута как одна из главных задач ордена. Так, в 1616 году по всему миру насчитывалось 373 иезуитских школ, а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы.
Появляясь в городах, иезуиты первым делом открывали школы. В чем же была особенность иезуитских школ? Во-первых, они обучали всех детей по одной программе, во-вторых, в качестве учителей выступали специально подготовленные для этой деятельности монахи. Чтобы стать учителем, надо было сначала окончить иезуитскую школу, а потом и иезуитскую академию в Вильно. Общий срок обучения составлял не менее десяти лет. В-третьих, иезуитские школы размещались в специально построенных зданиях. Такое здание было построено в Могилеве на территории иезуитского монастыря в 1699 году.
В иезуитские школы принимали всех желающих, вне зависимости от вероисповедания, знатности или богатства. Обучение было бесплатным, но конкурса при наборе в первый класс не наблюдалось. Не многие могилевские дети в те времена могли осилить программу обучения в такой школе, некоторые сидели в одном и том же классе по 5-6 лет. Например, в 1802 году в первом классе самому младшему ученику было 6 лет, а самому старшему аж 23 года. Судя по статистике, лишь малая часть первоклассников добиралась до 5-го выпускного класса.
Если в том же 1802 году в первом классе насчитывалось 62 ученика, то в пятом всего 19 учеников в возрасте от 14 до 20 лет. И то не факт, что все пятиклассники получили документ о получении среднего образования, а ведь с таким документом можно было поступать в любой европейский университет.
Кстати об экзаменах. Каждый год все ученики сдавали экзамены, при этом процессе могли присутствовать городские чиновники и все желающие.
Монах-иезуит
Что же изучали в иезуитской школе?
Прежде всего гуманитарные предметы, позволяющие потом учиться в университете. Это языки: латинский, греческий, польский, немецкий, французский, после присоединения Могилева к России и русский. А также риторику, поэзию, философию, катехезис, арифметику, физику, алгебру, геометрию, историю, географию и даже такой предмет как «Правила хорошего думания, рассуждения и умствования».
Поощрялась самостоятельная работа, соревновательность, часто среди учеников проводились диспуты на различные темы.
История сохранила имена и первых профессиональных педагогов Могилева – это профессор поэзии и риторики Михаил Пятрович и профессор Себастиан Яхович, преподававший все остальные предметы.
Эмблема Ордена Иезуитов
IHS - популярный вариант записи имени Иисуса Христа, основанный на первых трёх греческих буквах имени Иисус: Ίησους или ΙΗΣΟΥΣ; ΙΗϹΟΥϹ с использованием sigma lunata, транслитерированное в IHSOVS. Другой вариант расшифровки, используемый Римско-католической церковью: лат. Iesus Hominum Salvator (Иисус, спаситель человечества).
Занимались по четыре часа в день, два часа до обеда и два часа после. Учиться в школе хотели не только жители города, но и других мест. Поэтому при монастыре существовал конвикт или, по-нашему, интернат, где в 1802 году на полном содержании находилось 28 человек. Правда, это удовольствие обходилось родителям в 80 рублей серебром в год. А самых бедных учеников из шляхетских семей , таких насчитывалось в 1802 году 16 человек, монахи обеспечивали бесплатно питанием и одеждой. Ученики могли пользоваться хорошей библиотекой при монастыре.
При иезуитском монастыре существовала и музыкальная школа, так называемая бурса, в 1817 году в ней занималось 23 ученика и имелось 19 музыкальных инструментов. Днем ученики ходили в обычную школу, а после обеда получали уроки пения и игры на музыкальных инструментах. Ученики музицировали и пели как в монастыре, например, в театральных в постановках, так и на городских мероприятиях. Известно, что преподавали музыку Винцент Чеховский и Винцент Ходкевич. В отличие от остальных учителей, они монахами не были, поэтому иезуиты платили им за работу хорошие деньги, а также предоставляли жилье и питание.
А хотите узнать как учились ученики Могилева в 60-х годах XX века?
Почитайте воспоминания об обучении в школе №14 г.Могилева.
Историк архитектуры Елена Квитницкая, изучавшая в архивах деятельность Могилевского коллегиума иезуитов, установила, что в 1798 году иезуиты обучали 90 человек, в 1803 году - 154 человека, в 1817 году - 176 человек.
Можно напомнить, что первое государственное образовательное учреждение, четырехклассное главное народное училище, открылось в Могилеве в 1789 году, а в 1804 году было преобразовано в мужскую губернскую гимназию. Так у иезуитов появились конкуренты. Но это длилось недолго. В 1820 году иезуитов из России изгнали. Постройки Могилевской коллегии иезуитов передали военному ведомству. Здание школы впоследствии перестроили в двухэтажное и оно простояло благополучно до самой войны на Первомайской улице пока не было разрушено до основания воздушной бомбардировкой.
Понятно, что иезуиты не занимались благотворительностью, когда создавали свои школы в Могилеве, Орше, Мстиславле, Бобруйске. У них была четкая цель – усиление влияния католической церкви сначала в Великом Княжестве Литовском, а после присоединения части территории последнего к России, борьба за души православного населения уже в составе Империи. И это им неплохо удавалось. Но жители Могилева и губернии в проигрыше тоже не остались. Получив приличные знания, они смогли потом получить высшее образование и стать отличными специалистами.
Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by
специально для сайта masheka.by