История Могилева: как правнук знаменитого математика управлял финансами
В 1862 году в Могилеве появился новый управляющий губернской казенной палатой, 49-ти летний действительный статский советник Яков Леонтьевич (Леонардович) Эйлер, правнук всемирно известного математика, физика, механика, астронома Леонарда Эйлера.
Леонард Эйлер
Леонард Эйлер
Швейцарский, немецкий и российский математик и механик, внёсший фундаментальный вклад в развитие этих наук. Эйлер - автор более чем 850 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и другим областям.
Могилевская знать этим назначением была не просто потрясена, а шокирована. Особенно волновались местные чиновники, ибо от этого назначения зависело их благополучие.
Дело в том, что на казённую палату со второй половины XIX века возлагалось счетоводство и отчетность по приходу и расходу сумм в губернских и уездных казначействах, непосредственно ей подчинённых. Палата наблюдала за поступлением государственных доходов, понуждая к их уплате. Она распоряжалась производством всех губернских расходов, но без разрешения министерства финансов никакого заранее не предусмотренного расхода допущено быть не могло. Казённая палата производила торги на любую сумму, но утверждала торги лишь на сумму до 5000 рублей.
Могилев. Здание казенной палаты и казначейства на Губернаторской площади (ныне площать Славы). Не сохранилось.
В состав казенной палаты входило и казначейство, которое занималось выдачей денег для всех губернских учреждений, а также приемом платежей в казну. Палата также контролировала работу торгово-промышленных предприятий, выдавала разрешения и патенты на коммерческую деятельность. Отделения Госбанка в Могилеве в то время не существовало, поэтому казенная палата отвечала и за доставку недостающих наличных денег из столицы в Могилев.
Считалось, что по значимости председатель казенной палаты является третьим лицом в губернии, вслед за губернатором и вице-губернатором. Это формально, а фактически тот, кто распоряжался финансами губернии, был для руководителей многочисленных губернских служб более важен, чем сам губернатор. Можно отметить и такой факт, что председатель казенной палаты не подчинялся губернатору, он являлся служащим Министерства финансов. В губернии такую привилегию ещё имели начальник губернского жандармского управления и председатель губернской контрольной палаты.
Могилевскую знать беспокоило то, что этот Эйлер был темная лошадка, человек со стороны. Единственное, что связывало нового назначенца с Могилевской губернией – это имение в Чаусском уезде, которое он получил в 1840 году как приданое своей жены Марии, дочки генерал-майора.
Так что же это был за человек, этот Яков Эйлер?
Родился он в Санкт-Петербурге в семье мелкого чиновника Леонтия Эйлера. Учился в гимназии, потом поступил в Казанский университет и окончил его в 1834 году. С 1809 года лицам, имевшим высшее образование, но не окончившим университета с учёной степенью автоматически присваивался чин титулярного советника, но, видно, на госслужбу Яков Эйлер сразу не поступил, поскольку спустя восемь лет он имел тот же чин, хотя по выслуге лет должен был подняться на две ступени выше в табеле о рангах.
А в 1842 году мы видим Якова Эйлера в скромной должности бухгалтера счетного отдела артиллерийского департамента Военного министерства. В этой должности он и проработал 15 лет, добравшись до чина статского советника и должности начальника отдела порохов и парков.
Олег Меньшиков в роли статского советника Эраста Фандорина
Статский советник — гражданский (статский) чин 5-го класса в российской Табели о рангах по 1917 год.Статский советник в Российской империи соответствовал должностям вице-директора департамента, вице-губернатора, председателя казённой палаты и чину бригадира армии и капитан-командора флота.
Возможно, наш бухгалтер так бы и просидел до пенсии, занимаясь снабжением России порохом, но в 1858 году произошло одно важное событие в семье Эйлеров, которое и определило дальнейшую судьбу нашего героя. Дело в том, что у Якова было две старших сестры и два младших брата. Братья решили делать карьеру на военной службе, и в дальнейшем один из них стал инженер-генерал-лейтенантом, а второй вице-адмиралом. Так вот, второй, самый младший Леонтий, окончив морской кадетский корпус, служил в Гвардейском экипаже, ходил в дальние походы, в частности на знаменитом фрегате «Паллада».
«Паллада» — фрегат российского военного флота, заложенный на Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года. Спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия.
Проявил себя и в 1858 году был назначен командиром императорской паровой яхты «Александрия», прослужив в этой должности 26 лет.
Естественно, что Леонтий был тесно знаком с царской семьей, поэтому неудивительно, что скромный службист артиллерийского департамента Яков Эйлер вдруг в 1862 году оказался в Могилеве на должности председателя казенной палаты с годовым содержанием в 3162 рубля. А в 1870 году он получал уже 3900 рублей, совсем неплохо, если учесть, что, например, начальник расквартированной в Могилевской губернии 16-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Померанцев имел доход в 2978 руб. 40 к., вице-губернатор в чине действительного статского советника получал содержание в 2827 рублей. Или взять губернского врачебного инспектора, по-нашему это начальник облздравотдела, доктора медицины и статского советника Роланда? Тот мог рассчитывать на 1400 рублей,, а вот старший врач губернской больницы Роберт Карлович Тепфер получал от казны всего 600 рублей. Но, вероятнее всего, медики ещё и подрабатывали частной практикой, что не запрещалось.
Надо отметить, что Эйлер не был самым высокооплачиваемым чиновником в губернии. Больше всех, в 1870 году 4500 рублей, зарабатывал управляющий губернским акцизным управлением коллежский секретарь Василий Ольдерогге, даже не имеющий высшего образования. Много это или мало? В те времена лошадь стоила 60-100 рублей, а бутылка шампанского 3-5 рублей.
Конечно, провинциальный Могилев - это не Санкт-Петербург, но, ясно, что 3162 рубля перевесили. Тем более, что почти все дети Якова и Марии Эйлер уже выросли, получили образование в столице Империи. А детей в семье было восемь, три сестры и пять братьев.
Яков Эйлер прожил в Могилеве двадцать лет, до самой свой смерти в 1882 году. И всё это время он оставался в одной должности, сначала председателя, а потом, после переименования, управляющего губернской казенной палатой. Ему пришлось работать с четырьмя губернаторами: А.Беклемишевым, П.Шелгуновым, В.Дунин-Барковским, А.Дембовецким. Судя по всему, претензий к работе губернских финансистов не было, хотя губерния простиралась от Орши до Гомеля, имела площадь в 42 тыс. квадратных верст или 46 тыс.квадратных километров в нашем исчислении.
Для справки: площадь Могилевской области 29 тысяч квадратных километров.
Может Якову Эйлеру помогало то, что он прошел закалку в артиллерийском департаменте, где приходилось заниматься финансами сложного хозяйства, включающего десятки оружейных и пороховых заводов, арсеналов и складов вооружения, разбросанных по необъятной территории России. А может сыграли роль и гены: всё-таки Яков был правнуком всемирно известного математика, физика, механика, астронома Леонарда Эйлера, законы и теоремы которого до сих пор изучают в университете им А.Кулешова будущие учителя математики и физики.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by