9-12-2017, 11:45
Леонид Плоткин
6 776

История Могилева: заметки старожила. Школа № 14



Школы № 14 давно уже нет на карте города, а ведь в этом году она могла  праздновать своё 60-летие. Хотя если оглянуться в довоенную историю Могилева, то школа под номером 14 на белорусском языке ещё в 30-е годы существовала на Луполово на улице Спортивной. Кроме того в этом районе были ещё две школы: № 13 еврейская и № 15 белорусская. Все школы размещались в приспособленных помещениях, отличались  малочисленностью. Поэтому, когда была построена перед войной на улице Пушкинской, рядом с Петропавловской церковью большая четырехэтажная современная школа, все упомянутые  школы  закрыли, а новой школе присвоили  номер 14. Во время войны школу в результате боевых действий (впрочем и церковь тоже) сровняли с землей и под этим номером она возродилась уже в 1957 году на улице Минское шоссе, нынешней Тимирязевской.

Нет школы, нет и её истории. Постараюсь хоть как-то восполнить этот пробел.
    
1 сентября 1957 года я уже встретил в школе № 14. Этот день запомнился запахами краски, штукатурки и побелки. Впрочем, так пахли 1 сентября все школы, в которых я учился. Даже в  новой школе всё равно каждый год что-то подкрашивали и подмазывали.

Надо сказать, что хотя школа была новая, но санузлов в ней не было. Туалет находился во дворе, он представлял собой помещение с несколькими круглыми отверстиями в бетонном полу. Туда за туалет пацаны из всех классов бегали курить во время перемен. Я лично старался посещать это неприятное место лишь в случае крайней нужды, благо что в молодом возрасте такая нужда возникала крайне редко. Если не ошибаюсь, вода для питья  была в эмалированных баках, которые стояли на каждом этаже, а к бакам привязывались алюминиевые кружки, из которых приходилось пить воду.

Здание школы имело несколько входов, один парадный, выходил на улицу, а два ,если их так можно назвать, черных, или по проекту аварийных, выходили во двор. Парадный  вход был всегда заперт, так что  и учителя, и ученики входили в школу  со двора. Здание  было четырехэтажным, учебные классы располагались на этаже буквой «П»и выходили дверям в широкое фойе, по которому толпы школьников носились на переменах Школа отапливалась от своей котельной, находившейся  в подвале, а на дворе  в отопительной  сезон можно было наблюдать гору черного угля. Поскольку школу построили на месте огородов и садов частного сектора, такие же сады и огороды окружали её с трех сторон. Обычно я пробирался в школу переулками частного сектора, но когда времени  было в обрез, сокращал путь, проникая на территорию школы через дырку в заборе. Дырку эту постоянно заделывали, но также постоянно она появлялась вновь.

Из нашего старого класса вместе со мной перешли в новую школу: Балло, Бедуленко, Борчик,Будкевич, Вилицкий, Обозенко, Подлипская, Починков, Репка, Рыжавская, Старостин, Соловьева, Чашей.

Добавили нам и новых учеников. Откуда они прибыли я не интересовался, вероятно из  других школ, хотя поблизости никаких других школ не было. Так у нас в классе 5В появились:

Агафонов Вова - жил напротив политехникума, играл в школьном духовом оркестре.
Аднаурова, самая высокая девочка в классе.
Белянин Валера –жил в доме 40 на Первомайской.
Близнецов Витя - с ним я сидел за одной партой, он жил на ул. Миронова, там, где сейчас ТЦ»Магнит»
Злобин,играл в школьном духовом оркестре на трубе,
Ковалева Лариса - жила на труболитейном
Комоцкая
Куприянов Юра - сидели  с ним за одной партой, жил на ул.Бонч-Бруевича.
Небышынец Тома – жила рядом  с Селянской баней
Павлов, сын бывшего командира партизанского отряда
Симонс Толик – жил в доме 42 на Первомайской, отец его был фотографом на Минском рынке, наши выпускные фото с 5-го по 9-й  класс  выполнены им.
Терентюк Саша, жил в доме 40, сын директора стадиона «Спартак»
Осмоловская, худенькая и рыжая
Федорова
Чумакова
Царенок
Шведова Лариса - жила на труболитейном.

Итого в классе стало примерно 25-27 учеников. Классной была учительница математики Козлова Валентина Даниловна.


В центре слева направо: завуч школы, наша классная и учитель немецкого языка

Нельзя сказать, что класс был дружным. Все мы жили в разных районах, поэтому и группировались по месту жительства, да и интересы были разными.

Кто-то интересовался спортом, например, Терентюк и Белянин. Игра в духовом оркестре объединяла  Агафонова, Будкевича и Злобина. И раз уж мы вспомнили о духовом оркестре, то он появился в 1960 году, а уже на  первомайской демонстрации 1961 года, а она мне запомнилась, потому что в  апреле этого года полетел в космос Юрий Гагарин, и в нашей праздничной колонне была композиция на эту тему. Наших музыкантом перед праздниками отпускали  с уроков на репетиции, и мы им немного завидовали.

Помню только два или три  события, когда мы были всем классом вместе после учебы. Где-то в 7-ом классе нас в конце школьного года   повели в поход в Салтановку. Ранним утром мы от здания школы двинулись пешком на ст.Могилев-2, потом долго шли рядом с полотном  железной дороги, пока не добрались до ст.Буйничи. Ну, а  там рукой подать и до так называемой Салтановки. Надо отметить, что у нас в городе под Салтановкой подразумевалась вовсе не деревня Салтановка, а место, где находилась каплица, возведенная в ознаменование 100-летия битвы с наполеоновскими войсками.

Каплицу эту возвели рядом с дорогой, неподалеку от исчезнувшей деревни Фатово. Вот мы немного походили вокруг каплицы, потом расселись неподалеку на зеленой травке и перекусили, кто чем. Пообедав, мы разбрелись мелкими группками по лесу, собирая первые  полевые цветы. Скоро это нам надоело и мы спустились к мостику через  речку. На противоположной от каплицы стороне  шоссе располагалась какая-то воинская часть, мы могли наблюдать, как по её территории бродят солдаты. На речке мальчишки на мелководье стали ловить руками каких-то мелких рыбок, они их называли сиклы. Не знаю даже, есть ли в природе такая рыба. Вернулись мы в город автобусом.

Учились мы шесть дней в неделю, по шесть уроков и один раз в неделю после уроков классный час. Никаких аудиовизуальных материалов не было, не считая плакатов и географических карт, которые перед уроком приносил из учительской дежурный по классу. Предметный кабинет был один - по химии.
   
После окончания 8-го класса в школе решили организовать лагерь трудового отдыха. Договорились с лесничеством о работе, и вот после окончания занятий мы отправились в д.Сухари. Там в деревенской школе мы и разместились. Но до этого мы ездили на грузовике в школу-интернат, что за Быховским базаром, грузили кровати и матрасы, потом везли все это в Сухари. Работали мы по четыре часа. Садили  под жарким солнцем саженцы сосны, пололи от сорняков  питомник. Жили в сельской школе. Пищу  нам готовили на костре, на лужайке недалеко от школы. А вечером сидели у костра и пели песни. После городской жизни все было необычно, поэтому и запомнилось.

Когда мы пошли в 7-й класс, властями было принято решение о трудовом воспитании школьников и переходе на 11-ти летнее обучение. Наша школа стала называться средняя общеобразовательная трудовая политехническая с производственным обучением. Это обучение организовали на предприятиях города. Несколько классов, .в том числе и наш, пристроили на завод «Строммашина» и, начиная с 9-го класса, один раз в неделю мы отправлялись утром на завод  и проводили там шесть часов. Нам выдали временные пропуска, каждому дали наставника. Планировалось, что после года обучения мы получим разряды и потом станем работать и даже получать зарплату.

Помню, что мне было предписано учиться токарному делу в механосборочном цехе. Я стоял за спиной у  рабочего  средних лет и наблюдал, как он обтачивает детали. За целый год меня так и не подпустили к станку. А запомнилась эта учеба тем, что однажды токарь плохо закрепил  заготовку и она, вырвавшись из патрона, пролетела у нас над головами. Большую часть времени я бродил по цеху, смотрел как работают станки. Ходил и в другие цеха, где собирали различное оборудование, там же, на месте его и красили, поэтому запомнился едкий запах краски. Оборудование представляло собой непонятные металлоконструкции, расставленные по полу. Часть его потом укладывали в деревянные ящики, а часть отправляли на склад без упаковки.   

В девятом классе нас привлекли к строительству спортивного зала. Спортивный зал в школе был, а актовый проектом  не предусмотрели. Поэтому по праздникам спортивный зал использовался для проведения утренников, концертов и торжественных собраний. Со всей школы в спортзал сносили стулья, и всё равно их не хватало и части зрителей приходилось смотреть концерт стоя. В такие периоды  занятия по физкультуре проводились в фойе каждого этажа и ограничивались гимнастическими упражнениями.. Ближе к лету мы занимались на школьной спортплощадке, а зимой, при наличии снега, ходили на лыжах в близлежащий  овраг, где протекала река Дубровенка. Самые отчаянные катались  с крутой и высокой железнодорожной насыпи, что иногда заканчивалось поломкой лыж. А остальные ходили кругами по лыжне вдоль замерзшей  Дубровенки.

Могилев. Школа№14. 1961 год. Фото Леонида Плоткина.

На строительстве спортзала мы копали  траншеи под фундамент, разгружали с грузовика  и складывали в штабеля красные кирпичи. Делалось это и после  уроков, а иногда и во время учебы, если надо было срочно освободить автотранспорт от стройматериалов.
Из учителей запомнился Стрелецкий Вадим Александрович, высокий худой мужчина средних лет с седыми волосами. Он преподавал  немецкий, говорил с  акцентом, задирал голову и от этого казался каким-то высокомерным. Но благодаря ему я полюбил  немецкий язык,а потом  стал интересоваться и другими  языками.

Историю преподавала полная женщина лет за сорок, при ходьбе она переваливалась с ноги на ногу и сразу получила прозвище «Уточка». Занятия по физкультуре у нас сначала вела женщина средних лет, потом её сменил молодой парень, запомнился он неславянской наружностью и такой же неславянской фамилией, именем и отчеством.

Полный фурор произвела Жанна Сергеевна Мазур, учительница русского языка и литературы. Она появилась в школе, когда мы учились в 8-ом классе. Говорили, что она только что окончила  МГУ в Москве. Стройная, симпатичная, модно одетая и с модной прической, хорошо образованная, она резко отличалась от остальных учителей, задавленных бытом. До нас доходили слухи, что она дочка какого-то большого областного начальника.

И действительно, много лет спустя я узнал, в обкоме партии работал некий Сергей Мазур, в годы войны командир партизанского отряда в нашей области. Жанна сразу активно взялась за работу, пытаясь применить на практике свои знания полученные в Москве. У ней были связи и знакомства, так что ей без особых усилий  удавалось уговорить выступить перед классом  местного архитектора, художника, поэта, журналиста, хотя это и не входило в её обязанности. Но благодаря таким встречам мы расширяли свой кругозор.

Помню нашего учителя пения, ходившего по школе с аккордеоном через плечо. У него было обезображено  лицо шрамами от ожогов. Говорили, что  это последствия войны.
 
Хотя в старших классах мы изучали много всяких предметов, большинство учителей выпали из памяти. И не потому что у меня память плохая, а просто ничем они не выделялись: ни своими знаниями, ни своими поступками, ни своим отношениями к нам, ученикам. Они не выглядели жизнерадостными может потому что пережили войну, кто в оккупации, кто в  эвакуации. Да и быт тех времен отнимал немало времени и сил.

Первым директором школы №14 был Савельев. Имени и отчества его я не помню, я его всего несколько раз и видел за всё время учебы и то на официальных мероприятиях, типа торжественных собраний или пионерских линеек. Кстати, про пионерскую жизнь тоже сказать ничего не могу. Вроде как собирали пару раз металлолом и макулатуру, но я в этих делах не отличился, ибо ни того ни другого у меня не имелось. А в комсомол я вступил в 9-ом классе, уже в конце учебного года. Если подумать, то не рядовое по тем временам событие в жизни, но почему-то полностью выпало из памяти.


Советские школьники. Фото носит иллюстративный характер.

Запомнились уроки по военному делу. Мы ходили несколько раз в подвал школы, где размещался  тир и стреляли там лежа из мелкокалиберной винтовки по мишеням. А однажды военрук повел нас в тир ДОСААФ, что размещался в овраге за Дубровенкой. Тир тот был намного больше, чем школьный, в нем тренировались спортсмены. Нам разрешили пострелять из настоящей боевой винтовки. Выяснилось, что винтовка тяжелая, отдача при выстреле сильная и попасть в цель сложнее.

В  школе я посещал кружок, который вел учитель рисования. Нельзя сказать. что я обладал какими-то особыми способностями, но, во всяком случае, срисовать на бумагу изображение с картинки или фото мог без больших погрешностей, что удавалось немногим. Да мне  и нравилось этим заниматься. В результате мне поручили выпускать стенную газету в классе, поскольку главное в ней было не содержание, а форма. Газета выпускалась в основном к праздникам, и каждый раз приходилось ломать голову, как ее оформить в красках. Класс характеризовался полным отсутствием литературных талантов, так  что  текстовое наполнение  ложилось тоже на мои плечи. Материал приходилось высасывать из пальца, ведь никаких событий в классе не случалось, за исключением получения двоек отдельными учениками. Да и какой смысл было помещать информацию о событиях в классе, если все и так  были их свидетелями.

В школьном кружке рисования  я  не помню каких-то занятий. Пару раз  мы собирались, чтобы оформить  школьную стенгазету. Обычно приходил  Вовка Агафонов и еще один старшеклассник, звали его Коля Мякинник.

Выпуском стенгазеты и ограничивалось мое участие в общественной жизни класса и школы. Правда, однажды мне выпал шанс выступить на сцене. В городе проводился какой-то конкурс на тему иностранных языков и наш учитель немецкого языка посчитал, что я могу достойно представить школу. Мне предстояло с одной девочкой из параллельного класса исполнить песню на немецком языке. Я с ужасом ждал этого дня, но после пары репетиций я заболел ангиной и, таким образом, избежал то ли успеха, то ли позора.
   
В 1960 году в городе появилась футбольная команда «Химик», которая стала играть в чемпионате  СССР. Хотя и в классе «Б», но  и это было для Могилева большим событием. Стали приезжать в город команды из Армении, Грузии, Молдовы, Литвы и Латвии. Весь  город ринулся на стадион, трибуны  были заполнены до отказа. Безбилетники рвались проникнуть через ограду, поэтому вдоль периметра  выставлялась милиция. Футболистов  знали по именам, в классе обсуждались итоги игр, звучали фамилии Семерджан, Санташов, Верин, Джиоев. Помню, что мы учились  во вторую смену, а футбол на  «Спартаке» начинался до окончания уроков, поэтому часть класса, среди них и девочки, отправлялась с последних уроков на стадион, не взирая на последствия. Правда, команда «Химик» успехами в тот сезон  не блистала: из 30 игр  15 проиграла и только пять выиграла, заняв в результате 13-е место из 16-ти.

После восьмого класса несколько учеников не стали продолжать учету в школе, а забрали документы и поступили кто в ПТУ, кто в техникум.
 
В 1962 году, когда я окончил 9-й класс, не все еще школы перешли на 11-ти летнее обучение. А лишний год в школе мог  иметь неприятные последствия, особенно для мальчишек. Если ты не поступал в вуз, то осенью тебя  призывали в армию на два года. За это время школьная программа забывалась, что затрудняло последующее поступление. Самые ушлые, и я в том числе, решили поменять школу. Но в десятилетки брать школьников из  других школ не спешили. У них и так учеников хватало, во-вторых, они по программе шли впереди, и тем, кто переводился, приходилось прилагать определенные усилия, чтобы догнать одноклассников. Мне удалось устроиться в школу №22.

Большинство  нашего класса продолжило учебу в школе №14 и закончило её в 1964 году. А в 1980 году школу закрыли, создав на её  базе школу-интернат спортивного  профиля, теперь это училище олимпийского резерва. Почему так получилось? Скорее всего, просто не могли набрать учеников после того, как по проспекту Мира в 1965 году построили более современную школу № 21, да и район был не массовой застройки.

Так получилось, что со своими одноклассниками я связь не поддерживал, да и они мною не интересовались. За все эти годы удалось встретиться случайно лишь с тремя. Ну, и как говорил поэт, «одних уж нет, другие же далече». Из тех, кто далече мне известны два человека по сайту «Одноклассники».

Учился я в трех школах, но какую из них считать родной, я даже и не знаю. А три родных школы – это уже перебор.

Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!

  • я проучилась всего 1 четверть в первом классе в 1961г. Может это мой класс. Я не помню накого и даже своей первой учительницы. Стыдно. В 1961году был один первый класс. Моя фамилия Спирина Люба.
  • Как в школе ! Повторяем пройденный материал !?
  • Я тоже училась в СШ № 14 1969-1979 г.г. Застала Савельева директором, и Валентина Даниловна Козлова преподавала математику до самого выпуска. Первой учительницей была Тамара Владимировна Краснова. Физика МихМиха очень любили, занятный был человек. Потом с ним случилась какая-то неприятная криминальная история....
  • Интересно читать о школе в которой и сам учился в далёком прошлом ! А это было в 1961г
  • Леонид просто очень был занят по-этому не смог прочитать полностью твою статью.Сейчас могу ответить как ученик с 1961 года.Очень приятно что ты нашёл время что бы так подробно всё описать о школе которую просто вычеркнули из нашей детской жизни. Для нас одноклассников это очень обидно. Извини но кое что я хочу добавить. Подлипская (твоя одноклассница жила в нашем доме и стала терапевтом ее брат Федя и Юра судьбу не знаю.Учителя немецкого языка мы все (за его худобость и высокий рост называли Дон Кихот,вторая учительница нем.языка была Леокадия Викторовна слеповатая и глухая. Что касается турпоходов в Салтановку то мы на пол дороги разбегались и возвращались на автобусе домой. Подвал в школе не помню так же как и тир т.к. ходили стрелять в ров в клуб "Динамо" сейчас на этом месте производственные цеха "Веснянка" или фабрика им.Володарского,парашутная вышка стояла где сейчас автовокзал.Уроки музыки у нас играл учитель истории Чиж,на скрипке.При мне уже был актовый зал и отдельно спорт зал совместно со станками от з-да "Строммашина" мы только после уроков долбили красный кирпич под спорт площадку. Учитель филологии "Бронетранспортёр" Клавдия Андреевна Житкова (моя классная),Козлова В. учитель истории,а также директор Савельев. "Уточка" учитель математики Алла Андреевна (по моему она вела ещё и биологию) Михаил Михайлович Михайлов учитель физики. Классы были переполнены и учились в три смены. По определению начинались от А до М т.к. много было школьников из района которые жили на квартирах. Вход в школу был со двора где было два тамбура по 15 метров с отдельным входом где жила семья технички и сторожа с детьми (левая от входа) и другом (правая сторона) где проживала семья учителей. Когда построили 21 школу, школа стала терять учеников,да Машаковка стала превращаться с песчанных карьеров в микрорайон "Юбилейный". Рад знакомству и очень бы хотелось встретиться, с уважением к тебе я !
  • Очень хочется познакомиться с автором этой очень и очень хорошей заметки о нашей родной школы № 14 где учился с 1961 года,хочу очень познакомиться
  • Спасибо за эти чудесные воспоминания автору заметки! Я училась в школе точнехонько в эти самые годы, и окончание 9-го класса пришлось у меня тоже на 1962 год, только я все же закончила все 11 классов в своей школе. Правда, вся моя школьная жизнь прошла в городе Киеве...Но как до смешного похожа была наша жизнь на описанную в этой заметке!Даже здание школы точь-точь как наше. только туалеты у нас все же были в здании. Была у нас и производственная практика, и в колхоз мы ездили летом пару раз. И стенгазету выпускали.Иногда даже выпускали свой журнал...Видимо, у всех советских школ было много общего. А учителей некоторых вспоминаем всю жизнь...Спасибо автору! Елена
Социальные комментарии Cackle