История Могилева: дети царского генерала
Жил-был на свете один человек. Родился он в 1859 году где-то на Кавказе, хотя к кавказцам никакого отношения не имел. Просто его отец в то время командовал 20-м стрелковым батальоном, расположенным во Владикавказе. Когда человеку исполнилось 19 лет, отец, в то время уже полковник и командир 74-го пехотного Ставропольского полка умер от последствий сильных контузий полученных в боях с турками, оставив на попечение матери кучу детей.
Продолжив семейные традиции, человек поступил сначала в Михайловское артиллерийское училище в Санк-Петербурге, потом, отслужив два года на Кавказе в артбригаде, продолжил обучение в Михайловской артиллерийской академии. Всю свою оставшуюся жизнь человек посвятил воспитанию кадетов. Сначала в Тифлисе, потом во Владикавказе. Закончил карьеру в 1908 году в звании генерал-майора в должности директора Ярославского кадетского корпуса. После отставки приехал почему-то то ли в Могилев, то ли в поместье в Могилевской губернии, известно только, что умер он в Могилевской губернии в 1910 году, то есть относительно молодым.
Звали этого человека Бордель фон Борделиус Николай Евгеньевич. Пока он служил в Тифлисе, в 1890-1896 годах родилось у него четверо детей: Николай, Сергей, Евгений и Лиля (Елизавета). От Елизаветы Николаевны Кропоткиной, с которой они поженились в 1889 году в Тифлисе.
А вот Елизавета Николаевна имела отношение к Могилевской губернии, поскольку её мать, Мария Александровна, урожденная Бенкендорф, имела поместья в Чериковском уезде. Как гласит «Список населенных мест Могилевской губернии» изданный в 1910 году, М.А.Кропоткиной принадлежали фольварки Благодать, Старинка, Никольск, а также три небольших хутора: Лапки, Мельное и Марьино. Тут можно поставить знак вопроса, ибо княгиня М.А Кропоткина и её муж, князь Н.Д.Кропоткин умерли в 1887 году предположительно в Баку. Непонятно, то ли писари в Чериковском уезде что-то напутали, то ли так долго делили наследство.
На фото мы видим слева направо Лилю, Евгения, Сергея и Николая Борделиусов. Снимок выполнен в фотостудии М.Фишмана на Большой Садовой в Могилеве губернском. Так указывали на документах, чтобы отличить Могилев-на-Днепре от Могилева-на Днестре, который потом стали называть Могилев-Подольский.
Как же эти молодые люди оказались все вместе в Могилеве? Можно предположить, что приехали они на похороны отца. Старший брат, Николай, в форме студента, Сергей и Евгений в форме кадетов. Известно, что кадетов отпускали на каникулы в августе, а на снимке мы видим всех в зимней одежде. А отпустить из кадетского корпуса в другое время могли только по очень серьезной причине.
А вот фото матери этих детей, Елизаветы Николаевны Борделиус (Кропоткиной), выполненное в Могилеве в 1914 году в фотостудии М.Фишмана, о чем имеется печать на обороте снимка.
Из Памятных книг Могилевской губернии известно, что Николай Борделиус в 1914 году служил в Могилеве в окружном суде в звании помощника присяжного поверенного (адвоката) и жил в Лютеранском переулке, а в1916 году был начальником земского участка в Чериковском уезде.
Николай Борделиус. Могилев. Фотография М.Фишмана
К началу 1-й мировой войны Сергей окончил Елисаветградское кавалерийское училище и служил поручиком во 2-м лейб-драгунском Псковском полку, а Евгений учился в Московском университете. Оба участвовали в боевых действиях. Сергей был пять раз награжден орденами, но по болезни вынужден был в ноябре 1916 года покинуть армию в чине штабс-ротмистра. Евгений пошел на фронт добровольцем, получил в бою тяжелое ранение, долго лечился в госпиталях.
И тут грянула Февральская революция, а за ней и Октябрьская. В 1917 году Николай служит в Москве в управлении Московско-Рязанской железной дороги, в Москву переезжает и его мать с дочкой Лилей. Революция лишила их средств существования, большевики не собирались платить пенсию жене царского генерала.
Лиля Борделиус. Могилев. Фотография М.Фишмана
Жизнь в Москве была тяжелая и голодная и Борделиусы перебрались в Тифлис. Там остались кое-какие родственники и знакомые, да и большевики туда пока не добрались. В Тифлис, перед тем как отправиться на Дальний Восток, заехал Евгений и к общей радости нашел своих близких, которых потерял в эти бурные на события годы. Пришлось остаться.
Последним из Борделиусов посетил Могилев Сергей. После гражданской войны офицер стал священником, хотя это и было в те времена довольно опасно. В 1925-1926 годах служил в Церкви Петра и Павла, что располагалась на Луполово. Уехав из Могилева, жил под Москвой, был настоятелем храма. Там в 1930 году был арестован НКВД и умер в тюрьме. В том же году умерла в Тифлисе от тифа Лиля Борделиус, а ещё раньше, в 1922 году, от той же болезни и брат Николай. Дольше всех, аж 44 года, прожил Евгений, но и до него в 1938 году добралось НКВД. Где и как закончился его земной путь, никто из родственников не знает. Выдали только справку о посмертной реабилитации.
Евгений Борделиус. Могилев. 1910 год
Возникает вопрос, почему же автор решил рассказать о людях, имеющих в общем-то косвенное отношение к Могилеву? Ведь было немало могилевчан, которые многими поколениями жили в городе и внесли достойный вклад в его развитие. Были то, были, да только потомки их не сохранили ни фото, ни документов, ни воспоминаний о своих предках.
Почти год назад Александр Лазарев, создав в соцсетях проект «Могилев 750 лет», пригласил могилевчан присылать свои семейные истории, фото и документы. И что? Дело ограничилось десятком снимков города за последние десятилетия, так что инициатору пришлось собирать материал со всего Интернета. Поэтому имеем то, что имеем. Однако, если у вас есть желание поучаствовать в восстановлении истории родного города, рассказать об интересных людях, которые в нем жили - свяжитесь с нами через форму обратной связи по данной ссылке.
Автор благодарит Ольгу Борделиус, г.Москва, и Елену Борделиус, г.Санкт-Петербург за предоставленную информацию и фото.
P.S. В книге «Весь Могилев на Днепре», изданной в 1912 году, о фотографе М.Фишмане, сказано:
«К услугам этой фотографии прибегают все казенные и общественные учреждения, имеющие в виду групповые снимки не лубочного, а строго художественного характера, фирма следует за всеми новинками в области фотографии, сейчас же принимая это в своих работах, а зайдя в приемную залу фотографии или в галерею, обставленную по последнему слову со всей роскошью, мыслимой, конечно, для провинциальной фотографии, посетитель проникается уверением в безукоризненном выполнении заказа».
Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by
специально для сайта masheka.by