История Могилева: «Зондерштаб Р» против партизан и подпольщиков
Мы уже рассказывали о деятельности разведгрупп Красной Армии в окрестностях и в самом Могилеве. Но немцы тоже не дремали и вели активную разведку против РККА. На некоторое время немецкие разведчики обосновались в Могилеве.
Сначала это были сотрудники «Зондерштаба Р», появившиеся в Могилеве в марте 1942 года. Контрразведывательный орган «Зондерштаб Р» - «Особый штаб Россия» - был создан «Абвером» и находился в непосредственном подчинении начальника «Валли 1» майора Бауна.
Зондерштаб Р (Особый штаб Р)
Первоначально был создан как орган контрразведки и политического сыска на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории СССР. На "Зондерштаб Р" возлагались задача борьбы с партизанскими отрядами, антифашистскими группами и организациями, а также с советскими разведчиками-парашютистами.
Первоначально был создан как орган контрразведки и политического сыска на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории СССР. На "Зондерштаб Р" возлагались задача борьбы с партизанскими отрядами, антифашистскими группами и организациями, а также с советскими разведчиками-парашютистами.
Штаб дислоцировался в Варшаве и был законспирирован под вывеской "Восточная строительная компания "Гильген".
Всю практическую деятельность «Зондерштаб Р» проводил через межобластные резидентуры, имевшие наименование разведывательно-резидентские области. Разведывательно-резидентская область Ц 1 действовала на территории БССР, а её аппарат с марта 1942 года по 15 октября 1943 года размещался в Могилеве, далее в Минске. Резидентуры были в Орше, Себеже, Могилеве и с осени 1943 года - в Слуцке, Бобруйске, Жлобине, Полоцке.
Как установила позже советская контрразведка, начальником резидентской области Ц 1 в Могилеве был А.Хоментовский, резидентом в Могилеве В.Морозов, помощником у него М.Татаринов, кличка «Милич» или «Малыч». Возможно, что это это были вымышленные фамилии. Одно можно сказать, что немцами они не были. Немецкое командование делало ставку на белоэмигрантов, надеясь, что к ним местное население будет относиться более лояльно, чем к немецким офицерам.
Связь руководства разведывательно-резидентской области с резидентурами проходила через курьеров, которые 2 раза в месяц доставляли отчетные материалы. Агентурная сеть резидентур состояла из штатных агентов, находившихся на полном ее содержании, разъездных агентов-разведчиков и информаторов по населенным пунктам. Агенты и разведчики состояли на связи у резидентов, а информаторы - у штатных агентов.
Могилевская резидентура начала свою работу с формирования сети информаторов и разведчиков из местных жителей. Перед ними ставились задачи по выявлению дислокации партизанских отрядов, их руководящего состава, численности, партийной прослойки, наличия работников НКВД-НКГБ, средств связи с центром, района действий, баз снабжения и вооружения. С целью разложения и склонения партизан к переходу на сторону немцев резидентуры зондерштаба внедряли агентов в состав партизанских отрядов.
Агентура подбиралась и вербовалась из ставших на путь предательства бывших членов ВКП(б) и ВЛКСМ, советских активистов, партизан, лиц, ранее репрессированных органами Советской власти; женщин, имевших связи с руководящим составом партизанских отрядов. Вербовали агентуру зачастую под угрозой ареста или отправления на работу в Германию, либо на базе тяжелого материального положения вербуемых. Нередко провокационным путем вовлекали советских граждан в подпольные антифашистские организации, а затем под угрозой репрессии вербовали их.
Для выявления партизан и их связей использовались также старосты, полицейские, лесники и другие немецкие пособники, а также родственники и близкие агентов и резидентов.
В контрразведывательной работе резидентуры широко применяли маршрутные поездки агентов в районы действий партизанских отрядов под видом переписи скота, учета беспризорных детей, торговли штучными товарами. Эта агентура добывала сведения путем разработки лиц, связанных с партизанами.
В отдельных случаях создавались вооруженные лжепартизанские группы. Под руководством проверенных агентов они направлялись в районы дислокации партизанских отрядов с целью терроризирования местного населения по видом партизан, чтобы лишить последних поддержки.
Наряду с разведкой партизанских отрядов, резидентура в Могилеве проводила контрразведывательную работу по выявлению советских разведчиков-парашютистов и участников антифашистских подпольных организаций. Происходило это в тесном контакте с органами СД и ГФП, отделами абвера воинских частей, фельд и ортскомендатурами, куда передавалась информация для дальнейшего принятия мер.
Могилевская резидентура вела также антисоветскую и профашистскую пропаганду в городе и прилегающих районах. Сотрудники отдела пропаганды распространяли антисоветскую литературу и листовки, восхвалявшие немецкий «новый порядок», организовывали собрания и беседы, на которых призывали население к сотрудничеству с немцами, к повиновению назначенным ими местным властям, а также вербовали военнопленных в части РОА.
Для подготовки квалифицированной агентуры при «Зондерштабе Р» в Варшаве функционировали специальные курсы «внутренней разведки».
По мере приближения фронта к Могилеву, могилевская резидентура стала заниматься созданием шпионских резидентур в городе на случай оставления территории. Для работы в тылу противника резидентуры подбирались из пожилых агентов и инвалидов, не подлежавших мобилизации в армию или на трудовые работы. Эти агенты должны были собирать подробные данные о дислокации, численности и технической оснащенности воинских частей Красной Армии, политическом настроении военнослужащих и местного населения. Оставляемая в советском тылу агентура снабжалась советскими деньгами и продовольствием из замаскированных складов.
В начале декабря 1943 года от верховного командования сухопутных сил немецкой армии поступило указание расформировать «Зондерштаб Р».
Судя по воспоминаниям могилевских подпольщиков и партизан, они не догадывались о пребывании в Могилеве сотрудников «Зондерштаба Р». Какие-то слухи ходили, но не более того. Так что до сих пор неизвестно, где размещалась резидентура и каких результатов она добилась. В апреле 1943 г. в разведсводке Белорусского штаба партизанского движения сообщалось, что
«гестапо усилило заброску агентуры в партизанские районы. В частности, из Могилева направлено 25 воспитанников детских домов с задачей разведки партизан".
Трудно сказать, действительно ли о гестапо идет в данном случае речь, поскольку партизаны и подпольщики сильно не разбирались в структуре немецких спецслужб. А из всех спецслужб лишь полиция безопасности и СД не конспирировались, а вели свою деятельность открыто. Но о гестапо в Могилеве мы поговорим в следующий раз.
Леонид Плоткин,
специально для сайта Masheka.by
Фотографии носят иллюстративный характер
специально для сайта Masheka.by
Фотографии носят иллюстративный характер