4-05-2012, 15:01
Леонид Плоткин
8 080

История Могилева: Днепровский мост


До середины 19-го века в Могилеве постоянного моста не было. В летнее и осеннее время устанавливался мост  на  деревянных плотах в районе нынешнего городского пляжа.. Зимой ходили и ездили через реку по льду, а весной  переправлялись на двух паромах. Паромы имели грузоподъемность в 800 пудов (1 пуд = 16 кг) и управлялись веслами и шестами. Пока паром шел поперек реки к другому берегу, течением он смещался на  один километр и выгрузка происходила уже у городского острога. По течению переправа длилась 40 минут, против течения почти  полтора часа. В сильный ветер паромы не ходили. После дождей проблемой было  добраться из города до самого парома. Гребля ,которая вела через пойму  Днепра, на протяжении версты покрывалась  непроходимой грязью.

Поэтому, когда возникла идея построить через Днепр постоянный мост, его решили возвести на излучине реки, там, где она ближе всего подходила к крутому правому берегу. Конечно, строить мост на излучине – не самое лучшее решение, во время ледохода льдины выносило течением на правый берег, но так решил автор проекта.

Деревянный мост на сваях был сдан в эксплуатацию в 1860 году. Построенный  по проекту и под руководством пребывавшего в то время в Могилеве начальника XI Могилевского округа путей сообщения подполковника Н.Ф. Ястржембского, мост состоял из  десятисаженных арочных пролетов и достигал длины в 90 погонных саженей (1 сажень = 2,13 м.). Полотно моста возвышалось над летним уровнем воды на 40 футов (1 фут = 30,48 см.)


По тем временам это было солидное инженерное сооружение. Однако прошло несколько десятилетий и выяснилось, что узкие пролеты мосты создают трудности для пароходного сообщения по Днепру. В 1902 году  мост был модернизирован:  два арочных пролета по центру русла реки  были заменены на один  пролет с решетчатой фермой. Но для этого пришлось убрать одну опору.


 

После революции началось бурное развитие автотранспорта и мост, рассчитанный на телеги и брички с трудом выдерживал возросшие нагрузки. Как бы там ни было, но в таком виде мост просуществовал до 1941 года.Когда началась война, выяснилось, что мост не в состоянии обеспечить транспортировку тяжелых военных грузов и тогда рядом ,по свидетельству очевидцев, были  в срочном порядке наведены два понтонных моста.

При отступлении Красной Армии из Могилева половина  деревянного моста была взорвана.

 

 

Захватившие город немцы не стали напрягаться, а поставили дополнительную опору, благо сваи сохранились с давних времен, а взамен фермы  построили обычный, но  усиленный балочный мост.

 

 

Летом 1944 года мост повторно был взорван.После освобождения Могилева советские саперы опять снесли центральную опору и смонтировали ферму, но уже несколько другой конструкции.

 

 

В 1959 году рядом с деревянным  мостом строители сдали в эксплуатацию восьми- пролетный  железобетонный мост длиной 286 метров и шириной 24 метра. Этим мостом до сих пор пользуются жители Могилева.  

 


Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by


Мы будем Вам благодарны, если Вы поделитесь данной статьей с друзьями!

А давайте обсудим эту тему - напишите комментарий!