Паровая мельница – первый завод в истории Могилева
В 1841 году в России был издан с сборник «Статистические таблицы о состоянии городов». Из него желающие могли узнать, что в губернском городе Могилеве в 1940 году действовало 125 заводов и фабрик, на которых работало аж 160 человек. Такое количество промышленных предприятий в Могилеве удивит сегодня каждого. И, действительно, в середине XIX - го века что такое фабрика или завод всяк понимал по-своему.
Как отмечал в своей работе В.И.Ленин «Развитие капитализма в России»,а она издана в 1898 году «… и ф.-з. статистика остается до сих пор в своей старой чисто дореформенной организации, будучи простым придатком губернаторских отчетов. Нет никакого точного определения понятия "фабрика и завод”, и потому органы губернской, и даже уездной, администрации применяют этот термин самым различным образом. Нет никакого центрального органа, который бы руководил правильным единообразным собиранием сведений и проверкой их».
Тот же В.И.Ленин предложил относить к заводам и фабрикам промышленные предприятия имеющие паровые машины, или без таковых, но с числом работников более 15 человек.
Так что фактически в Могилеве в 1840 году никаких заводов и фабрик не существовало, ибо о паровых машинах в городе только слышали, но не видели. Поэтому первым настоящим заводом в Могилеве можно считать паровую мельницу, построенную на берегу Днепра, в местности под название Папенка, по проекту инженер-подполковника корпуса инженеров путей сообщения Н. Ястржембского. До мельницы было несколько верст от города, это объяснялось тем, что производство муки пожароопасно, и многие мельницы в России сгорели, разорив их владельцев.
Почему в Могилеве и на берегу Днепра? Как известно, в те времена пшеницу в Могилевской губернии не выращивали, а привозили с юга, в частности с Малороссии. Железных дорог в губернии ещё не построили, поэтому массовые грузы доставляли по воде. И Днепр для таких целей очень даже подходил.
Но мало доставить пшеницу и её перемолоть в муку. Надо муку кому-то продать. Это сейчас хлебобулочные изделия из пшеничной муки обычное дело. А в те времена баранки, бублики и торты были доступны далеко не всем. В основном пшеничная мука использовалась в городах. А крестьяне выращивали рожь, которую потом перемалывали в муку для собственного потребления на мелких ветряных и водяных мельницах, разбросанных по всей губернии. Так что основным потребителем пшеничной муки оставались лежащие на Днепре губернские Могилев и Смоленск, ,а также уездные Ст.Быхов, Шклов, Орша, Рогачев и Гомель.
Мельница Ястржембского или Острожемского, как ёё называл в своей статье могилевский краевед И.Филиппович размещалась в четырехэтажном каменном здании, на первом этаже которого была установлена паровая машина в 36 лошадиных сил бельгийской фирмы «Коккериль». Нам неизвестно, кто являлся владельцем мельницы.Явно это был не сам Н.Ястржембский, поскольку офицерам запрещалось заниматься предпринимательством. Да и средств, чтобы построить такое сооружение у молодого инженера явно бы не хватило, в 1882 году стоимость мельницы оценивалась в 60 тысяч рублей, тогда как годовая зарплата инженер-подполковника составляла примерно 2 тысячи рублей.
Как пишет И.Филиппович, паровая мельница в 1841 году перерабатывала 30 тыс. пудов привозной пшеницы. Если разделить это количество на число жителей тогдашнего Могилева, то получается по 24 кг муки в год. Отсюда можно сделать вывод, что пшеничные булки могилевчане ели в основном по праздникам.
Вскоре в России началось бурное строительство железных дорог и Днепр частично потерял своё транспортное значение, тем более, что речная навигация длилась часть года, а железная дорога работала без перерывов. Крупные паровые мельницы стали строить вблизи железнодорожных станций. Поэтому помещик Жуковский, к которому перешла мельница, жаловался в 1882 году, что предприятие работает на грани убыточности, хотя и перерабатывало в год по 55 тыс. пудов пшеницы. Далее дела пошли ещё хуже и в начале ХХ-го века предприятие, чтобы выжить, расширило круг деятельности :стало выпускать ржаную муку и различные крупы,а также пиломатериалы. Принадлежало оно уже купцам И. Этингеру и Д.Лурье, имело две паровых машины в 50 л.с. и 38 рабочих.
После 1917 года предприятие было национализировано и стало называться мельница № 1.В 1926 году предприятие, как паровая вальцевая мельница и лесопильный завод, входило в состав городского коммунально-промышленного треста. В 1931 году мельница превратилась в лесопильный завод «Красная звезда».Во время войны завод был разрушен, после освобождения Могилева восстановлен и продолжал выпускать пиломатериалы до 1956 года когда получил новое название «Завод стройдеталей стройтреста №12». На этом и закончилась история самого первого завода в Могилеве.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by
На фото - паровая мельница Урюпино (Донская обл.) Отношение к Могилёву не имеет.