Скажи мне, кто твой учитель, и кто твой ученик.. я скажу - кто ты!
(фото школьных лет, выпуск 2011 г., гимназия № 3, 11 "Б" класс)
Воспитай во мне
(авторский гимн педагогической деятельности,
скрытый диалог ученика и педагога)
Воспитай во мне смелость,
Научи быть искренним -
Яркие победы
Будут в повседневности.
Поощряй развитие,
Мотивируй творчество,
И тогда неведома
Будет безысходность нам.
Прояви ответственность,
Убеди в терпении,
Ведь и наши дедушки
Были младенцами.
Воспитай во мне мудрость,
Научи быть сдержанным,
Чтобы каждый вечер засыпать в уверенности,
Что всё верно сделано, не обидел ближнего,
И тепло на сердце, и ушло смятение.
Подари отзывчивость,
Разбуди чувствительность,
Очень здорово вместе
Двигаться людям к целям.
Ведь не важно кто ты и чего добился,
Если банально этим не с кем поделиться,
Некому порадоваться за твои успехи,
В час сомнений, трудностей все устранить помехи.
Воспитай во мне нежность,
Научи справедливости,
Чтобы в осенний вечер
Нам избежать депрессии.
Докажи стремление,
Высвободи усердие,
И тогда все мЕчты
Станут для нас свершениями.
Вдохнови спокойствие,
Попроси решимости –
Будем мы в целом мире
Самыми позитивными.
Договорись о честности,
Заинтересуй содействие –
Все твои проблемы
Станут разрешимыми.
Воспитай во мне чуткость,
Научи быть гибким,
Чтобы в огромном мире
Легче жилось с другими.
Чтобы в семье, в работе,
В денный и нОчный час
И при любой погоде
Счастливо Былось нам!
Из истории древнегреческой философии нам остались сведения о выдающейся последовательности педагогов и учеников: Сократ, Платон и Аристотель (который в свою очередь воспитал Александра Македонского).
Платон, будучи восторженным учеником, слушателем, последователем Сократа:
- сформировал собственное философское учение Платонизм,
- основал религиозно-философский союз – Платоновскую Академию (которая прошла огромный многовековой путь развития, являясь прототипом современных академий наук),
- оставил множество сочинений, внёс огромный вклад в становление и развитие науки о человеке, душе, обществе, государстве, познании, идее.
Аристотель – один из выдающихся учеников Платона, который научился критическому мышлению, стал основоположником формальной логики, заложил основы естественных наук, создал всестороннюю философскую систему. Аристотель освоил научно-практическую деятельность, проявил себя в трудах почти всех наук своего времени, оставил бесценный дар людям последующих веков и тысячелетий в своих философских учениях, сочинениях.
В своё время древнегреческий писатель и философ, общественный деятель римской эпохи, ученик Платоновской академии Плутарх пишет: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».
Таким образом отслеживается очень глубокая и тесная взаимосвязь между учениками и учителями; между теорией, образованием и практикой, саморазвитие. Т.е. педагогический процесс – это активное и ответственное действие и со стороны учителей, и со стороны учеников. И при малейшем равнодушие одной из сторон эффективность образования резко падает.
Для качества, приятности образовательного процесса учителям необходимо любить учить, стремиться познать, раскрыть и сделать лучше жизнь своих учеников, свободно и страстно владеть своим предметом, никогда не останавливать собственное развитие в том, что преподаёшь. Отличный педагог вдохновляет ученика на активное, творческое обучение с его стороны своим примером и поддержкой, показывает преимущества, пользу знаний и навыков, которые передаёт, пробуждая интерес к своему предмету. Ученику в свою очередь необходимо любить учиться, быть открытым, гибким, любознательным, тянуться к новым знаниям и навыкам, быть на пути саморазвития. Образовательный процесс не внесёт никаких изменений в жизнь ученика без добросовестной самостоятельной практики получаемых навыков, без проверки, осмысления, анализа, повторения, обобщения и детализации новых знаний. Образование - активный процесс с передающей и принимающей стороны, основанный на любви, уважении, признании между учителями и учениками, на стремлении научить новых людей тому, что умеешь сам, на стремлении научиться тому, что хочешь делать (будь то кататься на горных лыжах, решать задачи по тригонометрии, петь на французском языке или выпекать синнабоны).
И огромное спасибо всем учителям, педагогам, преподавателям, тренерам, коучам, лекторам, которые были и есть в моей жизни! Вы вдохновляете, воодушевляете и бережно ведёте по жизненному пути.
А через некоторое время расскажу о том, что, зачем и где буду преподавать я в новом учебном году.