Из былого: на пароходе по Днепру из Могилева в Смоленск и Киев
С давних времен движение по Днепру было разделено порогами в районе Екатеринослава на две части: вверх от порогов и вниз от них.Долгое время судоходство ограничивалось только деревянными несамоходными судами,подавляющая часть которых сплавлялась по течению и в конечном пункте разбиралась на дрова и пиломатериалы..
Впервые Могилев увидел пароход в мае1859 года,когда в город приплыли сразу три новых пассажирских паровика Днепровского пароходного акционерного общества: «Русалка»,»Днепр» и «Владимир»,изготовленные в Бельгии и Польше.Прибыли пароходы в Днепр по Днепро-Бугскому каналу и предназначались для буксировки барж с солдатами из Могилева в Екатеринослав.Изготовить пять барж подрядился могилевской 1-й гильдии купец Евель Идельсон. Он же взялся обеспечить пароходы топливом – дровами.
Тот год оказался маловодным на реках Могилевской губернии и по пути вниз по Днепру караваны с солдатами часто садились на мели и приходилось их освобождать от груза.Фарватер был плохо изучен и никак не обозначен,так что суда иногда натыкались на корчи и получали повреждения.
Как сообщалось в книге «Опыт описания Могилевской губернии» судоходство на верхнем и среднем Днепре стало интенсивно развиваться только с 1881 года. И действительно. если в 1884 г. на участке от Екатеринослава до Смоленска действовало 74 парохода,то в 1900 году уже 208.Начались пассажирские рейсы Могилев-Рогачев и Могилев-Орша.А буксиры приплывали в Могилев только по большой воде:весной и осенью.Рейсы выполняли пароходы «Голубчик» П.В.Косса и Цибульского и «Воробей» Забудского В.М.,приписанные к могилевской пристани.Пароходы эти брали на б 100- 140 пассажиров,но зато могли плавать по мелководью.
По мере роста пассажиропотока к концу 19 века открылись новые линии Могилев –Киев,Могилев –Екатеринослав, Могилев-Чернигов» .Их обслуживали пароходы акционерного «Общества пароходства по Днепру и ео притокам».Правление общества находилось в Петербурге,а потом переехало в Киев.К этому временив Киеве было основано «2-е общество пароходства по Днепру и его притокам»,но вскоре они во избежание конкуренции объединились.
Пароход "Могилев" у пристани Могилев.1900 год
Пароходы на этих линиях постоянно менялись.Это было связано со сложными условиями эксплуатации водного транспорта на участке Могилев- Киев. Мелководье ,извилистый фарватер,корчи и камни на дне реки—всё это заставляло пароходство держать 5 типов судов,различающихся осадкой размерами,скоростью,вместимостью, мощностью паровой машины.При высокой воде работали одни суда,в летнее мелководье другие.
Поэтому неудивителен обширный перечень пароходов стоявших время от времени у пристани в Могилеве.Вот их названия:«Гомель»,»Любовь»,»Вера», «Надежда», «Лермонтов», «Лихой», «София». «Могилев», «Стрелок». «Гоголь», «Остер»..Вместимость их составляла от 140 до 750 пассажиров.Большие суда делали несколько рейсов в половодье, а потом по мере спада уровня воды их заменяли менее вместительные но более легкие пароходы.
Пароход "Анна" Г,Маховера у пристани Смоленск
Вверх по Днепру пароходы весной ходили до Смоленска,а в остальное время до Орши.Этот участок обслуживали местные судовладельцы.Товарно-пассажирскими пароходами «Лев» и «Отважный» владели могилевские купцы Мендель и Гирш Маховеры.Кроме того,Гиршу Маховеру принадлежал и пассажирский пароход «Люция» переименованный потом в «Анну».
Объявление в одной из смоленских газет
Пароход «Голубчик» швартовался у могилевской пристани до 1892 года,после чего поменял хозяина и название на «Удачный» и отбыл в Киев.
С постройкой Витебско-Жлобинской железной дороги,которая шла параллельно Днепру,привлекательность для пассажиров водного транспорта стала падать,учитывая его сезонный характер и медленную скорость.
Правда,,в отдельных случаях могилевчане предпочитали поезду пароход.Например, читатели газеты «Могилевские губернские ведомости» жаловались.что поезд в Оршу приходит так,что надо почти сутки ждать пересадки на Москву и Минск.
А вот пароход из Могилева приплывает очень удачно к приходу московского поезда.И просили железнодорожное начальство поменять расписание поездов.чего ,конечно,никто делать не стал.Ибо владелец парохода мог менять расписание по своему усмотрению,а железная дорога увязывала,как могла интересы многих потребителей её услуг.
В начале ХХ-века усилилось грузовое движение по Днепру.И в Могилеве появились свои буксиры и новые судовладельцы. Буксир «Сион»,бывший «Констанин», принадлежал могилевским купцам М.И.Марголин и Ш.Ш.Шпунт.Ходил по Днепру и буксир «Меркурий» купцов Д.З и Л.Грубиных.
После революции и гражданской войны железные дороги пришли в упадок и часть их работы временно взял на себя речной транспорт.Известно,что в 1928 году три раза в неделю пароходы плавали по маршруту Могилев –Лоев и Могилев-Дубровно.
Шли годы.Днепр продолжал мелеть,а расходы по дно углублению расти.В итоге о пассажирском сообщении по Днепру остались одни воспоминания.
Леонид Плоткин,специально для сайта masheka.by