История Могилева: прогулка на теплоходе по Днепру
В середине 50-х годов прошлого века в Могилеве развлечений было немного. Особенно зимой. А вот летом оживал парк им.Горького с его танцплощадкой и летним кинотеатром. В солнечные дни многолюдно было на городских пляжах. Новинкой для Могилева стали прогулки на теплоходе по Днепру пользовавшиеся большой популярностью. Теплоход ходил по маршруту Могилев - Любуж.
Могилев. Днепр. 50-е годы ХХ-го века. Судя по этому фото, теплоход плывет в сторону Буйничи.
В популярной песне Ю.Антонова белый теплоход тихо отчаливает от шумной пристани. Белый теплоход в Могилеве был, а вот пристани не наблюдалось. Это уже в этом веке на Днепре построили причал на левом берегу, хотя с давних времен все суда в Могилеве швартовались к правому берегу. В 50-е годы всё было проще: теплоход подходил прямо к берегу, глушил двигатель, матросы перебрасывали на берег узкий деревянный трап и по нему не спеша пассажиры перебирались на судно.
Случилось и мне один раз прокатиться на этом теплоходе. В конце мая, перед окончанием учебного года наша учительница решила вывезти класс на природу. И вот мы поперлись пешком через весь город на Днепр. Теплоход уже ждал нас. Мы погрузились и теплоход, развернувшись на 180 градусов, поплыл на север в сторону Любужа. Всё плавание заняло 20-25 минут. Полдня мы провели, отбиваясь от комаров, на сыром, не просохшем после весеннего паводка лугу. Потом ещё попали под майский ливень. Теплоход за нами почему-то не приплыл и пришлось добираться до Могилева на попутках. Но для нас, четвероклассников, такое короткое, но необычное путешествие было большим событием и запомнилось на всю жизнь.
Могилев. 50-е годы ХХ-го века. Прогулочный теплоход на Днепре. Фото из семейного архива Г.Свидерского (г.Минск)
На фото мы видим столпотворение на верхней палубе, пассажиры не торопятся спуститься вниз, где их ждут сидения. Нет, лучше уж постоять вверху, откуда хорошо наблюдать проплывающие мимо берега.
На фото видно, что теплоход не имеет названия. Такое в те времена случалось часто. По фото можно также определить, что это прогулочный теплоход типа «Москвич» проекта 544. Подобные суда выпускались долгое время на многих предприятиях, в том числе и в Бобруйске на судоремонтном заводе. Причем в мелководном варианте специально для рек Беларуси. Теплоход, а его ещё называли речной трамвай, вмещал 130 пассажиров, имел скорость хода 17-20 км в час. Экипаж состоял из двух человек.
Леонид Плоткин, специально для сайта Masheka.by