Могилев: старое фото. Казенная пристань.
Наступила весна, Днепр очистился ото льда. Ледоход прошел незаметно, не то что в старые времена, когда ледяные глыбы перегораживали русло реки и приходилось вызывать саперов. Глухие взрывы со стороны Днепра были слышны по всему Могилеву, но это не пугало горожан: понятно, что идет ледоход.
На Днепре началась навигация. Оживает речной порт Могилева. Вышли в первый в этом году рейсы буксирные теплоходы. Надо ловить момент, пока не спала вода, река нынче не отличилась бурным весенним половодьем .Всё почти как сто лет назад, только тогда по Днепру ходили пароходы. Было их намного больше, чем сейчас. А ещё по Днепру весной сплавляли лес. Одним словом, жизнь на реке бурлила и жизнь у коллежского секретаря Сергея Матвеевича Лепешинского нельзя было назвать спокойной. Потому как выпускник института путей сообщения инженер Лепешинский занимал в 1912 году ответственную должность старшего помощника инспектора судоходства по первому техническо-инспекторскому участку Киевского отделения Киевского округа путей сообщения.
А местом службы Сергея Матвеевича был Днепр от Дорогобужа до Речицы. С началом навигации он перебирался на казенную пристань, над которой развивался под ветром флаг Министерства путей сообщения (МПС) и был пришвартован служебный пароход. Все пароходы МПС тоже ходили под таким флагом.
Пароходы, обслуживающие инспектора и начальника судоходной дистанции время от времени менялись. В 1906 году это был колесной пароход «Орша». в 1910-1913 годах колесной пароход «Гомель». Именно он сопровождал пароход «Головачев», который в мае 1910 года вез по Днепру из Киева в Оршу ,с остановкой в Могилеве, мощи Ефросиньи Полоцкой. Это событие надолго запомнилось могилевчанам. Швартовался «Головачев» у казенной пристани. Располагалась пристань ниже моста через Днепр, по Быховской улице, что вела к мосту через реку Дубровенка и далее к базару.
А на этом снимке мы видим, что у казенного дебаркадера стоит пароход «Припять». Такой тоже ходил по Днепру в 1914 году под флагом МПС. Пароход не впечатляет размерами, да они ему собственно и не требуются. Главное, что у него мелкая осадка и, благодаря этому, он даже по мелкой воде может добраться до любого места Днепра, где ведется навигация. Если вы думаете, что это цветное фото С.Прокудина-Горского, то вы заблуждаетесь: этот известный фотограф, делавший сто лет назад цветные снимки, в Могилев, к сожалению, не заезжал. Это местные умельцы решили раскрасить старое фото. Они недалеки от истины: в те времена предпочитали красить крыши исключительно в красный и зеленый цвета.
Рядом с пароходом пришвартовано несамоходное судно с небольшими домиками на палубе. Это ,вероятно, брандвахта Могилевской судоходной дистанции. Под руководством её начальника В.Г.Дубровского, выпускника университета, рабочие и мастера обеспечивали судоходство на своем участке. Выправляли русло реки, постоянно делали замеры глубин, расставляли судоходные знаки, обозначающие фарватер, углубляли дно землечерпалкой. А жили на таких брандвахтах рядом с местом работы.
Ещё одно фото того же места. Та же «Припять» у дебаркадера. Но чуть дальше, у другого дебаркадера, пришвартовано большое пассажирское судно. Мы не знаем его имени, но ясно одно снимок сделан в разгар весеннего половодья, именно по большой воде могли добраться до Могилева такие посудины. А в другое время года они неминуемо застряли бы на перекатах ниже и выше городских пристаней.
А на этом фото говорится о речной полиции. Так иногда в России люди называли речную судоходную инспекцию. Хотя полицией она не была, как не является полицией в наши дни по отношению к автомототранспорту Государственная автомобильная инспекция.
Леонид Плоткин специально ля сайта masheka.by