14-11-2013, 20:41
Леонид Плоткин
16 977
Поделиться

История Могилева: вагончик тронется, перрон останется


На могилевском  городском сайте "Мой город"  время от времени в бегущей строке появляется такой текст: "В 1902 году через Могилев была проложена Петербургско-Одесская железная дорога". Уж не знаю,откуда авторы сайта выкопали  эту информацию, да  это и  не важно. Главное, что такой дороги в Российской империи никогда не  существовало.

Напомню, что сеть железных дорог в царской России принадлежала государственным и частным компаниям, главным образом акционерным обществам. Каждая компания отвечала за свой участок. Станция Могилев входила в состав Риго-Орловской железной дороги. Как видно из названия, большая часть этой дороги  пролегала за пределами Могилевской губернии.

Когда в 1902 году построили ветку Витебск-Жлобин, её решили присоединить к Риго-Орловской железной дороге. Лишь потому, что в Витебске уже имелось коренное депо  этой дороги. Управление же дороги размещалось в Риге.

В 1902 году  о прямом  сообщении с  Санкт-Петербургом могилевчане могли только мечтать. Да и у самого Витебска не было прямого выхода на столицу. Лишь  только в апреле 1904 года  открылось ежедневное беспересадочное движение по железной дороге Санкт-Петербург – Витебск.

Так что в 1902 году ни поезда Санкт-Петербург- Киев, ни поезда Санкт-Петербург - Одесса и в помине не было. Пассажир, желающий отправиться из столицы империи в Могилев, покупал билет на поезд Санкт-Петербург – Варшава и ехал до станции Двинск, ныне Даугавпилс в Латвии. Потом с пересадкой от Двинска до Витебска, и уже в Витебске можно было сесть на поезд Витебск –Жлобин до Могилева. Для этого надо было перейти с одного вокзала на другой. Да, в Витебске в те времена было два вокзала - по числу железных дорог проходящих через город.

В «Памятной книге Могилевской губернии на 1904 год» приводится  расписание пассажирских поездов. Через Могилев ходил почтово-пассажирский поезд № 3 Витебск-Жлобин. А в обратном направлении поезд № 4. Поездка из Витебска до Могилева занимала почти  семь часов. В сторону Орши остановки были в Лотве, Шклове и Копыси, в сторону  Жлобина в Дашковке, Быхове и Тощице. Была установлена максимальная  скорость для почтово-пассажирских- в 35 , товаро-пассажирских -от 25 до 27,  воинских -от 20 до 25, товарных - около 20 верст в час.

Зато с  вводом ветки Витебск-Жлобин   для могилевчан существенно улучшилось сообщение с Москвой. Раньше приходилось добираться до Орши на лошадях, в судоходный сезон можно туда  было попасть и  по Днепру на пароходе. Но по железной дороге получалось  и быстрее, и дешевле. Одна пересадка в Орше и ты уже на пути к Москве, деловой столице Российской империи.

В «Памятной книге  Могилевской губернии за 1905 г.», в хронологии событий за прошедший,1904 г. сообщалось,что 18 апреля 1904 года введено временное движение по новой магистрали Санкт-Петербург-Витебск-Жлобин.Там же: « 1 августа  1904 года открыто постоянное движение по новой Санкт-Петербург-Витебской  железнодорожной линии».И далее: «15 октября 1904 г.началось движение по Витебско-Жлобинской ветви по новому расписанию,со значительно увеличенной скоростью».Скорость действительно возросла,теперь путь от Витебска до Могилева  занимал четыре часа тридцать минут.

А сто лет назад, в 1913 году,  станция Могилев уже принимала три пары пассажирских поездов. Скорый поезд Санкт – Петербург – Киев имел в своем составе вагон-ресторан, а для  состоятельных пассажиров предлагались места в спальных вагонах прямого сообщения. Эти вагоны принадлежали Международному обществу спальных вагонов, а билеты были только первого и второго классов. Пассажиры попроще, а также те, кто выходил на мелких станциях, могли занимать места в вагонах почтового поезда Санкт-Петербург –Жлобин. Товаро-пассажирский поезд из Санкт-Петербурга шел до  Херсона на Черном море к великой радости  отдыхающих. 

 

  

Спальный вагон Международного общества спальных вагонов


Прошло  25 лет и в  1938 году через Могилев ходили те же три пары пассажирских поездов. По маршруту Ленинград- Одесса-Ленинград  скорые  поезда № 19 и 20, по маршруту Ленинград- Киев-Ленинград  почтовые №81 и 82 и пассажирские № 49 и 50.

 

Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by


Чтобы не потерять данную статью - сохраните её себе на стену в любимой соц.сети

А давайте обсудим эту тему - напишите комментарий!