Литовский театр “Мено Фортас” (г. Вильнюс) привёз в Могилёв спектакль “Мастер голода” по рассказу Франца Кафки “Голодарь”. Сразу стоит отметить целых три значительных фигуры, которые привлекают к себе внимание. Во-первых, автор текста - Кафка. Во-вторых, режиссёр спектакля - классик литовского метафорического театра Эймунтас Някрошюс. В третьих, Виктория Куодите, виртуозно исполнившая роль мастера голода. И как тут было не пойти?
Перед спектаклем все зрители получили радио-наушники - спектакль шёл на литовском языке с синхронным переводом на русский. Что интересно, то пару слов на сцене литовцы умудрились написать вообще на белорусском языке. Замешательство зрителей длилось всего пару секунд после начала спектакля, пока все не переключились на нужную волну и дальше всё пошло, как по маслу.
Самая первая реплика мастера голода в спектакле - “Кушать подано” повторяется много-много раз, со всевозможными интонациями и тонами. Так зрителей приглашают “отведать блюдо, которое приготовил литовский театр”, потому что под “едой” здесь подразумевается искусство, любой вид искусства, в том числе и театральное.
Рассказ Франца Кафки “Голодарь” о необычном мастере, который познал искусство голода. И больше всего на свете он жаждет признания своего вида искусства, но так и не получает его. На самом деле эта история про любой вид искусства, который с течением времени становится не интересен публике и, если мастер не вносит в него что-то новое, то уходит в небытие.
Спектакль говорит о “художнике” в самом широком смысле, и о пресыщенности современного общества к различным видам искусства. Мастер целиком и полностью зависим от публики, слава становится для него наркотиком и он живёт в постоянной зависимости. Каждый день мастеру нужно всё больше и больше успеха, признания. Мастер готов жертвовать всем ради интереса публики, но он его теряет.
Голодарь признаётся, что не ест, поскольку не может найти себе еды по вкусу. Так и многие писатели за всё своё творчество не находят своего читателя, также и многие люди не читают, поскольку “ничего не нравится”. Как мы знаем, Кафка при жизни так и не получил признания. А ещё мы знаем, что во время написания этого рассказа Кафка временно соблюдал диету и не ел по медицинским показаниям.
В спектакле очень много символики.
За это спасибо Эймунтасу Някрошюсу: сначала голодарю одежда впору, но потом она всё больше болтается, как на вешалке. Изысканный золотой интерьер оттеняет эстетику голода. Клетка, в которой находится голодарь, не что иное, как ловушка. Пока голодарь спит со своими наградами и медалями, люди на заднем плане вкушают вино жизни. А после все кубки приходится сдать в ломбард. Горлодарю на ногу надевают петлю и он радостный пляшет, как марионетка.
Спектакль завораживает и оставляет сильные впечатления, им хочется поделиться с другом. Возможно, какие-то эмоции актёров вам удастся прочесть из фотографий. А саму историю обязательно прочитайте у Франца Кафки, приятного аппетита.