27-11-2016, 12:40
Леонид Плоткин
3 400

История Могилева: Ставка. Воинская платформа



На тему императорских поездов на нашем сайте было две заметки,но ни одна из них не дала ответа на вопрос, где же стояли  эти поезда в Могилеве. В первой заметке Где стояли императорские поезда мы предположили, что поезд царя  Николая II  стоял к северу от вокзала,по левую сторону от дороги на Шклов. Оказалось, что мы тоже ошибались.Во второй заметке Императорские поезда мы упомянули воинскую платформу, но не указали, где она находилась.

 

Поэтому начнем всё по-новой. Прежде всего необходимо определиться, что понимается под словом «стояли». В те времена сначала поезд прибывал на станцию либо на первый (главный) путь к перрону вокзала, либо ещё куда. В отношении императорских поездов это ещё куда называлось воинской платформой. Кроме того, имело значение, что это за поезда. В Могилеве всегда находилось два одинаковых поезда: один царский, а другой свитский. Царский поезд всегда прибывал на воинскую платформу и с неё же отправлялся на север или юг. Это объяснялось тем, что появление и убытие царя представляло собой церемонию, в которой принимали участие генералитет Ставки, свита царя, представители иностранных военных миссий. А свитский поезд сразу загоняли на запасной путь.


  1916 год. Встреча царя Николая II на воинской платформе станции Могилев. Вдали видна водонапорная башня

 

 

Царский поезд так и стоял у воинской платформы, пока в нем не было надобности. Но были случаи, когда на своем поезде прибывала в Могилев царская семья. Тогда поезд Николая II перегоняли на запасной путь, а у платформы становился поезд императрицы.

Воинская платформа использовалась и для встречи важных гостей,прибывающих в Могилев для переговоров с Николаем II.Тогда на платформе выстраивался военный оркестр и почетный караул из войск гарнизона.


 1916 г. Воинская платформа станции Могилев. Слева императорский поезд. Вдали водонапорная башня.  

 

Воинская платформа представляла собой широкую, метров в двадцать мощеную площадку на всю длину поезда и предназначалась для погрузки и разгрузки воинских эшелонов. Как известно, в Могилеве в начале ХХ-го века постоянно располагался один пехотный полк и мортирный дивизион. А это сотни повозок и обозных,артиллерийских и офицерских лошадей.И загнать их по крутым сходням в вагоны было непростой задачей.Чтобы облегчить и ускорить процесс, построили платформу или, по – нашему, рампу вровень с полом вагонов.Именно с этой платформы отправились в 1914 году на фронт квартировавшие в Могилеве 159-й Гурийский пехотный полк,4-й мортирный дивизион и 2-й саперный батальон.


 Воинская платформа станции Могилев.Царь Николай II  на авто подъехал к императорскому поезду  

 

К приходу императорского поезда на платформу прибывали на автомобилях встречающие,а также авто из императорского гаража для царя и его свиты. К платформе авто подъезжали со стороны Екатерининской улицы через железнодорожный переезд к северу от вокзала. Этот переезд существует и в наши дни, соединяя Витебский тупик и улицу Пашковскую. А сама платформа располагалась к северу-западу от паровозного депо, примерно там, где сейчас проходит улица Паровозная. Невдалеке находилась станционная водонапорная башня, которую и сейчас можно увидеть на улице Лазо. В 30-е годы прошлого столетия при строительстве железнодорожной ветки на Кричев воинскую платформу построили на станции Могилев-3, рядом с артиллерийскими складами. А от той платформы, что была сто лет назад и следов и не осталось. 


Станция Могилев в наши дни. Стоянка императорских  поездов находилась слева, там где на фото стоит состав с голубыми вагонами. 


Леонид Плоткин, 
специально для портала Masheka.by


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!

Социальные комментарии Cackle