История Могилева: императорские поезда
Напомню, что Ставка Верховного Главнокомандующего русской армии с начала войны находилась в Барановичах. Личный состав размещался в вагонах поезда и в казармах убывшей на фронт железнодорожной бригады. В июле 1915 года, ввиду приближения фронта, было решено переместить Ставку в Могилев. 8 августа 1915 года в Могилев с первым эшелоном Ставки прибыл из Баранович Верховный Главнокомандующий Великий Князь Николай Николаевич. В тот же день из Петрограда прибыл военный министр генерал Поливанов, который сообщил Николаю Николаевичу, что Император решил взять командование на себя.
После этого решения в Могилеве развернулось строительство специальной железнодорожной ветки и обустройство стоянки императорских поездов в лесу севернее вокзала. Кстати, мы уже обсуждали вопрос где стояли императорские поезда.
23 августа 1915 года в Могилев на двух поездах прибыл и сам Император со свитой.. Император сначала предполагал жить и работать в поезде, как и предыдущий Главнокомандующий, но выяснилось, что это неудобно, поскольку весь персонал Ставки разместился в зданиях на Губернаторской площади. Пришлось Императору переехать в дом губернатора. Время от времени Николай отправлялся на поезде то на фронт, то в Царское Село к семье. Но погрузка и выгрузка пассажиров производилась на военной платформе, поскольку ветку в лесу обслуживать было затруднительно по техническим причинам. Первоначально место размещения ветки определялось тем, что лес маскировал поезд от германских аэропланов, но ввиду того, что царь в поезде не жил, то этот аргумент отпал сам собой.
Надо сказать, что российский царь передвигался по стране на особых поездах, изготовленных по спецзаказу. И хотя эти поезда стояли в Могилеве полтора года, горожане могли наблюдать за ними только с большого расстояния. Например, когда царь отправлялся на юг или оттуда возвращался, то можно с города было видеть, как по железнодорожной насыпи катит цепочка синих вагонов необычной формы.
Вагон императорского поезда
Вокруг стоянки были организованы несколько линий оцепления из состава Императорского Конвоя и Сводного пехотного полка. Вся прилегающая к вокзалу местность контролировалась агентами сыскной полиции и жандармами.
Согласно специальным инструкциям вся информация о поездках царя была засекречена, на маршрут выпускались одновременно два совершенно одинаковых эшелона — императорский (литер «А») и свитский (литер «Б»), которые по ходу движения периодически менялись местами. В поезде литер «Б» находилось десятка два человек, в основном из состава Конвоя, им было поручено мелькать в окнах, чтобы ввести в заблуждение злоумышленников.
Обслуживание императорских поездов и комплектование железнодорожных бригад в Могилеве производилось только силами батальона 1-го Железнодорожного полка. В обязанности полка также входил осмотр всех линий и сооружений на протяжении пути следования, охрана важнейших сооружений, указываемых в особых ведомостях, технический надзор за теми же сооружениями, независимо от железнодорожного технического надзора, осмотр и охрана паровозов императорских поездов, охрана подвижного состава императорских поездов. Так что рядовых и офицеров Железнодорожного полка можно было встретить на каждом углу станции Могилев.
За безопасность передвижения императорских поездов по перегонам отвечал Корпус жандармов. Железнодорожная жандармерия должна была контролировать всё население и все работы, ведущиеся вдоль полотна железных дорог. Предусматривалось прекращение всякого движения на переездах за 10 минут до прохождения поезда, при этом к полотну железной дороги запрещалось приближаться ближе чем «на 100 саженей [примерно 213 м] в обе стороны». По мере необходимости к охране привлекались войска и обычная полиция, на период прохождения поездов они подчинялись жандармским офицерам.
За несколько часов по появления императорского поезда всё движение на железной дороге прекращалось. Блокировались стрелочные переводы на станциях и перегонах, закрывались на ключ тамбуры пассажирских поездов и окна вагонов выходящие на сторону императорского поезда. Помещения с телефонными аппаратами брались под контроль жандармерии, а точнее просто запирались на ключ. Связь вокзалов с окружающим миром на время прекращалась. Запрещалось всякое движение по путепроводам над железной дорогой и проход судов и лодок под железнодорожными мостами. На всех промежуточных станциях дежурили резервные паровозы с ремонтными и медицинскими бригадами впридачу.
Инструкции предписывали, что во время прохождения императорского поезда через станции все грузовые составы на смежных путях должны стоять с закрытыми и опломбированными дверьми. С пассажирскими составами царский поезд также старались «разводить» по времени.
Императорских поездов к началу войны было пять. Состав вагонов в поезде менялся в зависимости от целей поездки и состояния путевого хозяйства на предполагаемом маршруте движения. Допускалось в составе иметь максимум 12 вагонов.
Во время войны для маневренности и секретности передвижений царский поезд комплектовался неполным вагонным составом. Флигель-адъютант полковник А.А. Мордвинов вспоминал, что императорский поезд, который находился в Ставке, был невелик. Он состоял в центре из вагона Его Величества, где находились спальня и кабинет Государя; рядом – свитский, с одной стороны, а с другой – вагон-столовая. Далее шли кухня с буфетом, вагон с военно-походной канцелярией и последний вагон, где помещались железнодорожные инженеры и начальник той дороги, по которой следовал поезд. К этому списку следует добавить вагон-мастерскую, в котором размещалась поездная бригада, инженер поезда, обер-кондуктор, электростанция. В вагоне-кухне были оборудованы склад продуктов с холодильной камерой, спальные места для поваров, официантов и прочей обслуги.
Получается, что в Могилеве на стоянке стояли всегда два одинаковых поезда по семь вагонов. Но поскольку царь во время поездок на фронт перемещался ещё и на автомобилях, то к поезду добавлялся по мере необходимости и вагон- гараж. Это был четырехосный вагон длиной в 20 м. Крытая платформа вмещала пять автомобилей, подсобные помещения для ремонта, запчастей и горючего. Автомобильный вагон-гараж подцеплялся к хвосту императорского состава. Автомобили выезжали из него по специальным металлическим съездам в торце вагона.
Погрузка автомобиля в вагон императорского поезда
Вагоны освещались электричеством. В каждом из купе оборудовали по 1–2 светильника в стиле модерн. Установленные лампы накаливания на 8, 16 и 25 свечей каждая при напряжении 50 вольт запитывались от динамо-машины и аккумуляторов. В дневное время кроме окон свет в вагоны попадал через потолочные окна-фонари. Все вагоны были оборудованы местной телефонной связью.Отопление вагонов было паровое, для этого в каждом вагоне имелся специальный котел на угле. Для охлаждения вагонов в летнее время предусматривались специальные «ветродуи-холодильники», прообразы будущих кондиционеров. Воздух попадал через специальные воздухозаборники в изящно отделанные ящики с каналами, обложенными льдом с солью, и, охладившись, попадал в вагон.
Кузова вагонов тщательным образом в несколько слоев окрашивались в синий цвет. Снаружи между верхними частями окон прикрепили бронзовые, золоченые художественной ковки государственные гербы. Крышу изготовили из красной меди, покрашенной в светло-серый цвет. «Гармошки» переходов между вагонами сшили из черной кожи.
Надо упомянутьь, что императорские поезда двигались с максимально возможной по состоянию пути скоростью,а по весу они не уступали иным товарным составам, поэтому тянули вереницу вагонов паровозы повышенной мощности. Таких в могилевском депо не имелось и их собирали со всей Риго-Орловской железной дороги.
Время от времени в Могилеве появлялась царская семья. И тогда у военной платформы стояло сразу три императорских поезда. Сначала платформа была открытой, но потом между путями возвели крытый павильон для удобства важных пассажиров.
Царская семья прибыла в Могилев
Прошло сто лет. Не осталось ни стоянки, ни самих поездов. Лишь старые фото напоминают нам, что всё это было.
Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by