История Могилева: кто разрушил до основания центр города
Если судить по фотографиям Могилева, выполненным в июле 1941 года, центральная часть города не очень сильно пострадала в ходе оборонительных боев. Авиабомбами было разрушено несколько домов, с десяток домов выгорел от пожаров, которые никто не тушил. Так кто же стер с лица земли половину домов на улице Первомайская?
Ночью 22 мая 1943 года могилевчане проснулись от глухих и мощных взрывов, сотрясающих весь город. За окнами было светло ,как днем. По небу шарили прожектора, там то и дело появлялись облачка от разрыва зенитных снарядов. Но самолетов в небе видно не было.
После войны выяснилось, что бомбовой удар по Могилеву нанесла 45-я авиадивизия дальнего действия полным своим составом. А это два тяжелых бомбардировочных авиполка- 746-й и 890-й. Вооружена дивизия была тяжелыми бомбардировщиками Пе-8. Дивизия на тот момент располагала 18 такими машинами, каждая из которых могла нести бомбовой груз весом до четырех тонн.
Как пишет в журнале «Мир авиации» В.Раткин, в ночь на 28 мая дивизия повторила налет на Могилев. На этот раз подвергся массированному налету железнодорожный узел. На город было сброшено 74 тонны авиабомб. Второй налет вошел в историю советского бомбометания тем, что два самолета 746-го полка пилотируемые летчиками Н.А.Ищенко и В. М. Зеленским взяли на борт по одной бомбе ФАБ-5000 весом 5 тонн, самой крупной на то время. Для кого и чего предназначались эти бомбы?
Если про первый налет информация ограничивается тем, что он имел место, то о результатах второго существует несколько версий.
Вот что пишут об этом в Интернете:
«Вспоминается один боевой эпизод работы пятитонной бомбы. Партизанская разведка сообщила дату, когда в белорусском городе Могилеве в одном из больших зданий состоится совещание немецкой жандармерии и предателей-полицаев. Первым самолетом здание было разрушено прямым попаданием бомбы, второй самолет ударил следом. Как позже сообщила разведка, трупы выносили в течение нескольких суток».
Тот же эпизод, но в другой интерпретации:
«Произошло это в ночь на 28 мая 1942 года. По данным разведки было известно, что в Могилёве в одном из зданий состоится совещание немецкого командования строгой секретности. Уничтожить это осиное гнездо было поручено Н.А.Ищенко.
Полёт проходил в условиях большой облачности, когда всё окружающее сливалось в однообразный серый фон. Как вспоминал бывший однокашник и однополчанин Николая Ищенко, заслуженный военный лётчик СССР полковник В.В.Пономаренко, от экипажа требовалось особое чутьё и опыт, чтобы отыскать не только нужный объект, но и сам город Могилёв. Много пришлось потрудиться штурману корабля капитану В.Г.Рогозину, чтобы точно вывести самолёт на цель и метко поразить её. Н.А.Ищенко блестяще справился с поставленной задачей. Как сообщила потом воздушная разведка, бомба вызвала взрыв огромной разрушительной силы, в результате которого было уничтожено около тысячи гитлеровцев.»
Полёт проходил в условиях большой облачности, когда всё окружающее сливалось в однообразный серый фон. Как вспоминал бывший однокашник и однополчанин Николая Ищенко, заслуженный военный лётчик СССР полковник В.В.Пономаренко, от экипажа требовалось особое чутьё и опыт, чтобы отыскать не только нужный объект, но и сам город Могилёв. Много пришлось потрудиться штурману корабля капитану В.Г.Рогозину, чтобы точно вывести самолёт на цель и метко поразить её. Н.А.Ищенко блестяще справился с поставленной задачей. Как сообщила потом воздушная разведка, бомба вызвала взрыв огромной разрушительной силы, в результате которого было уничтожено около тысячи гитлеровцев.»
И третий вариант:
«Об эффективности этого удара сообщалось в одном из донесений штаба партизанского движения, где подтверждалось, что в Могилеве в ночь на 28 мая 1943 г. в итоге бомбометания убито до 3000 гитлеровцев, разрушены железнодорожный и шоссейный мосты через Днепр, выведена из строя станция Могилев, на путях разбито шесть эшелонов. Среди немцев начались паника, бегство из города. Между разными группами фашистов завязался бой, длившийся полтора часа. Обе стороны считали, что против них действуют партизаны».
Если хорошо подумать, то все три версии малоубедительны. Начнем с того, что в довоенном Могилеве не было помещения, где могли бы собраться разом на совещание 1000 человек. Удивляет и то, что немцы решили проводить совещание глубокой ночью.
Попадание одной бомбой в здание тоже сомнительно, если учесть, как велось бомбометание с самолетов Пе-8. Вот как описывает этот процесс один из летчиков:
«Экипажи Пе-8 бомбометание по целям в основном производили с высот порядка 5000 метров и выше.Во-первых, потому, что там атмосфера спокойнее. Во- вторых, противодействие зениток слабее. Свет прожекторов не имеет той силы. А кроме того, когда бомбардировщик идет на таких высотах, то на земле его гул еле слышен. И когда начинают рваться бомбы, разве поймешь, где тот самолет, который их сбросил? Один отходит уже, другой – на подходе к цели. На точности ударов большая высота никак не сказывается, точность попадания в цель зависит от квалификации штурмана. А кроме того, точность ударов зависит и от слетанности экипажа.
Когда мы с Сергеем выходили на цель, он плавно педаль выбирал – резко нельзя было, чтобы самолет не раскачать. Я ему давал поправки к курсу, а он плавно доворачивал самолет. Он прекрасно представлял, что я в это время делаю, и очень аккуратно работал. Говоришь ему "Серега, еще 5 градусов влево… еще чуть-чуть, на волос… так, еще, вот как только что сейчас сделал… Хорош! Вот так держи!" Сбрасываешь бомбы, самолет "вспучивается", а ведь его надо удерживать на прежнем уровне! В слетанном экипаже штурману требуется от 40 секунд до 1 минуты на то, чтобы, уточнив курс, выйти на линию прицеливания и сбросить бомбы. Наконец, когда бомбы сброшены, говоришь: "Все. конец, закрываю люки, разворот вправо (или влево), курс такой-то".
Тяжелый бомбардировщик Пе-8 ( ДБ-7)
А теперь смотрим результаты майских бомбардировок. Разрушена железнодорожная станция? Это вряд ли, ибо депо, вокзал, водонапорная башня, пакгаузы как стояли до войны, так и до сих пор стоят.
А вот то, что советская авиация снесла половину всех домов по левую сторону улицы Первомайская – это факт. Тогда как правая сторона осталась почти в первозданном виде.
Правда непонятно, почему двух-трехэтажные дома по Первомайской были разрушены до основания, а самые крупные здания города, где могли размещаться казармы гитлеровцев, остались в целости и сохранности.
К примеру, пережили войну здание бывшего женского епархиального училища по ул.Быховской, где размещалась айнзцаткомманда 8, полиция безопасности и СД. Сохранился и дом 90,и здание НКВД, и жилой дом для работников НКВД, где в войну размещался немецкий госпиталь. На Первомайской уцелели здание бывшей гостиницы «Франция», которое занимала городская комендатура, Дом Ленина, дом Сталина, гостиница «Днепр»,Дом Советов и здание политехникума. В Лютеранском переулке осталось нетронутым здание полевой жандармерии. На ул.Миронова сохранились два четырехэтажных дома, которые и до революции и после войны служили казармами для военных.
Правда, один существенный объект, где размещались военные, в годы войны исчез. Это Быховские казармы. На их месте сейчас расположен ДК культуры ЗИВ.
Напрашивается вывод, что никакого прицельного бомбометания по Могилеву не производилось. Бомбы просто сбрасывались в определенный район города, а уж куда они конкретно попадали- это было дело случая.
О самолете Пе-8.
Был разработан перед войной в конструкторском бюро Туполева и получил название ТБ-7. В ходе войны переименован в честь погибшего в авиакатастрофе конструктора Петлякова.
Технические данные: длина 23 м, размах крыльев 39 м, высота 6 м, максимальный взлетный вес 35 т, максимальная скорость 443 км/час, максимальная дальность полета 3600 км, максимальная высота полета 9300м, экипаж 11 человек.
Вооружение: две 20-мм пушки ШВАК, два 12.7-мм пулемета УБТ и два 7.62-мм пулемета ШКАС. Бомбовая нагрузка - нормально 2000 кг, максимально - 4000 кг бомб.
Леонид Плоткин,
специально для сайта “masheka.by”
Продолжение следует.