19-06-2016, 20:43
Леонид Плоткин
2 989

Лето 1941-го года. Бой за железнодорожный мост через Березину у ст.Свислочь



После того, как выяснилось, что автодорожный мост через Березину в м.Свислочь не в состоянии выдержать тяжелую технику, у немцев осталась одна надежда – ж/д мост. Охрана железнодорожных мостов в СССР была возложена на войска НКВД. Мост через Березину охранял гарнизон 73-го полка 3-й дивизии НКВД по охране железных дорог и особо важных объектов. Штабы полка и дивизии находились в Могилеве. Дивизией командовал комбриг В.И.Кисилев, полком майор Гуревич. Зенитное прикрытие обеспечивало РККА.

Из боевых донесений НКВД.

Боевое донесение № 25 от 30.06.41:

"...В 7.00 30.6.41 группа противника около 50 чел. при поддержке самолетов и танков совершила нападение на охраняемый 73 полком ж.д. мост р. Березина у ст. Свислочь. Нападение отбито гарнизоном при поддержке бронепоезда Красной Армии...."


Боевое донесение № 26 от 01.07.41:

"...В дополнение к боевому донесению № 25 сообщил, что гарнизон 73 полка по охране ж.д. моста р. Березина у станции Свислочь, совместно с БЕПО Красной Армии отражал нападение мелких групп пехоты, танков и самолетов противника на охраняемый объект. В результате боя БЕПО сбил два самолета. Состав гарнизона, не имея потерь в личном составе, отошел в направлении ст. Ольса.
Мною приказано командиру 3 дивизии возвратить обратно гарнизон и взять под охрану объект..."


Боевое донесение № 27 от 01.07.41:

"...(В дополнение к боевому донесению № 26).

Резервная рота 73 полка, высланная для прикрытия моста р. Березина у ст. Свислочь, под прикрытием огня БЕПО в 14.00 30.6 заняла оборону моста.

В 8.30 1.7.41 противник повел наступление на мост.

Находящийся в это время на ст. Тачанка – БЕПО выдвинулся к мосту Березина, где был атакован авиацией и обстрелян артогнем из танков противника.

Бомбардировкой с самолетов путь у моста был разрушен, чем преграждено маневрирование БЕПО; артогнем противника черный паровоз БЕПО выведен и строя, в результате чего БЕПО был оставлен на перегоне Свислочь-Тачанка.

Попытка вывести БЕПО, находящийся под огнем с воздуха и орудий противника- успеха не имела.

Личный состав роты и БЕПО отошел и занял оборону ст. Несета.

На место выехал командир 73 полка майор Гуревич, с двумя отделениями бойцов и выслан БЕПО 60 полка...."


А вот как освещает события у ж/д моста документ, хранящийся в Могилевском областном краеведческом музее:

«27 июня 1941 г. противник высадил отряд парашютистов в район гарнизона ж.д.моста р. Березина, ст. Свислочь с задачей подготовить посадочную площадку для десанта. Начальник гарнизона мл. лейтенант Кулачков во взаимодействии с подразделениями Красной армии организовал облаву, в результате которой было поймано 50 немецких парашютистов.

В ночь с 28 на 29 июня 1941 г. передовые части противника, прорвавшиеся в районе Осипович вышли к ж.д.мосту через р. Березину у ст. Свислочь. Гарнизон, охранявший ст. Свислочь, вступил в бой с превосходящими силами противника (мотопехота и бронетанковые подразделения), но к исходу дня был вынужден оставить мост и отойти на новую позицию и занять оборону.

30 июня 1941 г. на помощь гарнизону был выслан стрелковый взвод под командованием ст. лейтенанта Рево. Они должны были выбить противника и вновь занять ж.д. мост через Березину. Одновременно был выслан бронепоезд для прикрытия работы вспомогательного поезда по восстановлению разрушенного полотна железной дороги. В 1.00 ночи на 1 июля группа Рево, поддерживаемая бронепоездом во главе со ст. лейтенантом Малышевым, перешла в наступление, выбила противника и восстановила прежнее положение. Немцы, подбросив подкрепление, перешли в наступление. Под давлением численно превосходящего противника после упорного 5-и часового боя группа оставила мост и отошла на новую позицию».


Итак, что мы имеем. Как только немцы примерно в 5-00 захватили ж/д мост, к нему с востока подъехал бронепоезд. Это не мог быть бронепоезд НКВД, т.к. в Могилеве. в штабе 3-й дивизии от захвате моста ещё не знали. Поэтому в боевом донесении № 26 от 30.06.41 и говорится о бронепоезде Красной Армии. Из донесения мы также узнаем, что гарнизон НКВД по охране мостаотступил не имея потерь в личном к ст.Ольса. Поскольку такой станции на этой ветке нет, можно догадаться, то речь идет от разъезде Тачанка, что в 10 км от моста. Ну, а раз отступил гарнизон НКВД, то и бронепоезду не было смысла одному оставаться у моста. Тем более, что охрана мостов не входила в его обязанности.

Сохранился ещё один интересный документ относящийся к описываемым событиям. 30 июня 1941 года начальник гарнизона г. Могилева полковник Воеводин пишет письмо (заметьте, не телеграмму) начальнику штаба Зап.фронта такого содержания:

«Тов.Захаров, зам.председателя СНК сообщил мне в 9-30 30.06,что бронепоезд бронетанковой бригады тов.Буйнова находится на ст.Тачанка в окружении, ведет бой и просит помощи- один бронепоезд и 50.чел. вооруженных».

У политрука Воронова тоже упоминается разъезд Тачанка. После боя на ст.Свислочь, он с группой бойцов сумел переправиться через Березину на подручных средствах и добраться до разъезда, который он называет станцией. Вот что происходило 1 июля на разъезде:

«Вскоре наша группа прибыла на станцию Тачанка, что в десяти километрах от Свислочи. На первом пути стоял паровоз с двумя двухосными вагонами, до отказа забитыми беженцами из Бобруйска и Осиповичей. Среди беженцев оказалось большинство евреев, были русские и белорусы. Подошел начальник станции и сообщил, что в здании вокзала на полу лежат восемь тяжело раненных бойцов, истекают кровью, попросил их забрать». На поезде Воронов доехал до ст.Стоялово, где начальник станции паровоз отобрал и дальше пришлось топать до Могилева пешком."

Не знаю, как отреагировали в штабе Запфронта на просьбу «окруженного» бронепоезда, нас интересует в ней то, что речь идет о ком-то бронепоезде из какой-то бригады. Бригады, а точнее, дивизионы бронепоездов были только в РККА, поэтому можно говорить, что в окружение попал бронепоезд Красной Армии. Правда и то, что в этот день немцы, как видно из их донесений, до разъезда Тачанка не добрались, занятые боем на ст.Свислочь. Поэтому кто кого окружил, непонятно. Тем более что посланная из Могилева резервная рота 73-го полка НКВД без проблем миновала разъезд Тачанка и в 14-00 под прикрытием огня БЕПО заняла оборону моста. Это надо полагать и была та рота под командованием ст.лейтенанта Рево, которую сопровождал бронепоезд № 73.

Остается только догадываться, что означало «заняла оборону моста», но немцы о бое за мост в 14-00 ничего не сообщают. А должны, поскольку это для них был наиболее важный в тот момент объект. Правда, в другом документе, из Могилевского музея, мы узнаем, что атаку на мост ст.лейтенант Рево почему-то начал в час ночи на 1 июля. Видно считал, что ночью немцы бронепоезд не заметят.

Мотоброневагоны (бронепоезд) 73-го полка НКВД на разъезде Тачанка

Надо отметить, что пользы от бронепоезда на этом участке пути было мало. От ж/д моста до разъезда Тачанка рельсовый путь прикрывался с двух сторон густым лесом. В таких условиях бронепоезд мог вести огонь лишь вперед вдоль пути с использованием только одной пушки и одного пулемета. Впрочем, для немецкой артиллерии и танковых орудий он тоже был практически неуязвим, прикрытый лесом. Зато саперы без проблем могли подобраться к бронепоезду сбоку и подорвать его. Видимо по этой причине бронепоезд и тянуло выйти на открытое пространство у разъезда Тачанка.

Вечернее донесение 4-й танковой дивизии в 24-й корпус. 20.00 1.7.1941

«1. Согласно приказу плацдарм был расширен.В ходе упорных боев противник, который держался стойко, понес большие потери в живой силе и технике.

2. Дивизия заняла:

На северо-западе линию Залец, западная окраинаПрудище, на юге дорогу 2 км южнее ж/д моста. На северо-запад атаку провел 2-й батальон12-го мотополка, на юге 1-й батальон. этого полка.

На восточном берегу Березины, после того как форсирование рекиусиленным 35-м танковым полком удалось ввиду непригодности мостов, находится боевое охранение в составе роты мотоциклетного батальона и нескольких танков.

4. Мотоциклетный батальон, являясь резервом дивизии, находится вблизи ж/д моста,33 –й мотополк без2-го батальона на подходе.

5. КП дивизии 500 м западнее ж/д моста.

7. В настоящее время выясняется возможность ж/д моста и прилегающих насыпей с использованием имеющихся средств и в приемлемое время для форсирования реки дивизией. Дальнейшие решения будут зависеть от результата.

8. Высылаем донесение 1- го батальона 12-го мотополка о бое.

9. Дорога на Бобруйск песчаная, при незначительных осадках проходима.

Дивизия сожалеет, что второй плацдарм корпуса с целью занять позицию левее 3-й тд не может быть использован для наступления из-за состояния мостов. Всё зависит от того, может ли быть использован ж/д мост напрямую или при соответствующей доработке в приемлемое время».


Бронемашины 4-й танковой дивизии вермахта форсируют р.Березина у ст.Свислочь

Как видим, ни одного упоминания о бронепоезде. Утром 1 июля на восточный берег переправилась рота 34-го мотоциклетного батальона и перекрыла все подходык насыпи на участке мост-д.Леневка. После этого с большим трудом удалось на этом отрезке насыпи равномерно разместить семь танков. Даже в неподвижном состоянии танки надежно блокировали все попытки бронепоезда пробиться к мосту. Однако учитывая, что в будущем немцы планировали по насыпи добраться до д.Леневка, и далее следовать на восток, стоящий у разъезда Тачанка русский бронепоезд их беспокоил. Они вызвали на помощь авиацию. В ходе бомбардировки бронепоезд получил серьезные повреждения и потерял подвижность, представляя из себя удобную мишень как для танков, так и авиации. Во избежание потерь личного состава экипаж привел в негодность вооружение и отошел к ст.Несета.

Прибывший к вечеру 1 июля саперный батальон танковой дивизии приступил к работам на мосту и насыпи. Из резерва корпуса к мосту был отправлен ещё один саперный батальон. Однако больших успехов им добиться не удалось.

Немецкие танки пытаются переправиться через Березину по ж/д мосту

Из журнала боевых действий 4-й танковой дивизии вермахта за 03.07.1941:

«7.00.Танковый полк отправляется в Бобруйск для форсирования Березины по понтонному мосту.

19.00 Передовой отряд Корфа (разведывательный и мотоциклетный батальоны) с сокращенной группой управления дивизии начинает переправу через ж/д мост. Переправа идет медленно, т.к.насыпь очень узкая ипесчаная ,в результате автомашины часто сползают с насыпи.

23.00 Остальная часть дивизии под командованием оберста фон Заукена двигается через Бобруйск с разрешения командира корпуса полученного после полудня, т.к. ж/д мост через Березину может пропустить ограниченное количество транспорта».

Подводя итоги, можно сказать, что захват мостов оказался для немцев бесполезной затеей. Потеряв несколько дней на доработку ж/д моста, 4-я танковая дивизия вынуждена была вернуть большую свою часть в Бобруйск для форсирования Березины по понтонному мосту.

Тот самый мост в наши дни. Мало что изменилось за 75 лет


Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!