Оборона Могилева: имена известные и неизвестные
На Буйничском поле в Могилеве можно увидеть часовню из красного кирпича. Она почти всегда закрыта, поэтому посмотреть, что там внутри удается немногим. Но люди знающие говорят, что внутри часовни на стенах висят доски с какими-то фамилиями.
На сайте Могилевского горисполкома можно узнать, что фамилий этих аж 141.
Кто эти люди, обозначенные на досках?
Однозначного ответа нет. В горисполкоме считают, что это погибшие и даже указывают даты гибели. В большинстве случаев встречается 12 июля 1941 года. А вот рядовые Горбунов Игнат и Генрихсон Виктор погибли в феврале 1942 года. Что они делали в это время в Могилеве? Явно не обороняли его от фашистов. Ответ на эту загадку дают архивы. Два бойца были мобилизованы 26 июня 1941 года Ефремовским райвоенкоматом и пропали без вести под Могилевом. Это выяснилось уже после войны, когда родственники начали искать пропавших. Тогда Ефремовский военком и сочинил байку про февраль 1942 года.
Могилев. Лето 1941 года. Нынешняя улица Болдина после боев.
В списке военнослужащих призванных Ефремовским РВК и пропавших без вести, слово Могилев встречается 30 раз. То есть военком не знал в какой части воевали эти люди, но родственники сообщили, что письма первое время после мобилизации приходили из Могилева.
Можно догадаться, что речь идет о 172-й стрелковой дивизии, а ещё конкретнее, о 388-м стрелковом полке, который до войны квартировал в г.Ефремове. Интересно, что почти все из этих тридцати красноармейцев были жителями соседних деревень Болотовка и Лобаново. А многие даже родственниками. Фамилия Бирюков упоминается пять раз, фамилия Питерский – три.
Вот и у Виктора Генрихсона был брат Евгений. Мобилизовали их в один и тот же день и оба оказались под Могилевом. Только вот Виктор попал в список, что в часовне, а Евгений попал в плен и умер в лагере на территории Германии в декабре 1941 года.
Могилев. Лето 1941 года. Улица Ленинская после боев.
По большинству фамилий, указанных в списке, что висит в часовне, вообще нет никакой информации в архивах. Может обороняли Могилев, а может и нет. Как и кем составлялся данный список, никто не знает. В Музее истории Могилева сказали, что это список участников обороны Могилева. Но вот о сержанте Мирончеве Павле Михайловиче, который якобы погиб 1 августа 1944 года база данных «ОБД-Мемориал» ничего не знает. О ефрейторе Василии Михееве архив сообщает, что он был убит 2 июля 1944 года и похоронен в д.Печки-2.
Однако список нас уверяет, что ефрейтор был убит в д.Дары. Кстати, вместе с Михеевым в тот день были похоронены ещё три бойца 64-й стрелковой дивизии, но память о них исчезла в неизвестном направлении. Да и д.Печки-2 Могилевского района на довоенной карте и на современной найти не удалось.
Могилев. Июль 1941 года. Военнопленные из состава 172-й стрелковой дивизии на площади перед драмтеатром
Военврач 3-го ранга Пашанин тоже значится в списке как погибший в июле 1941 года. Хотя гитлеровцы казнили его как подпольщика в ноябре этого года. Казнили вместе с коллегами, военными врачами Кузнецовым и Паршиным, но последние в список не попали.
В списке можно найти полковника Сорокина Павла Емельяновича, начальника артиллерии 13-й армии, дата гибели 12 июля 1941 года.
Только архив говорит о другом: полковник погиб в июне 1941 года и принимать участие в обороне Могилева не мог. Известно, что штаб 13-й армии в районе Минска подвергся нападению противника и многие командиры погибли в бою.
Итак, мы имеем список большей частью никому неизвестных имен. А, между тем, перечень бойцов и командиров достоверно принимавших участие в обороне Могилева насчитывает несколько тысяч человек. Более того, известны имена тех, кто не просто защищал город, а делал это героически, что было отмечено орденами и медалями. Но даже их имен вы не найдете на мемориале «Буйничское поле»
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by
Фото из коллекции Олега Лисовского