История Могилева: лифтостроительный завод. Первые шаги
Решение о строительстве в Могилеве лифтостроительного завода было принято правительством СССР в октябре 1966 года. В стране начался разворот к строительству жилых домов повышенной этажности, но этот процесс сдерживался отсутствием достаточного количества пассажирских лифтов. Именно такие лифты и планировалось изготавливать в Могилеве.
Почему решили строить завод именно в Могилеве? Вероятно, свою роль сыграл тот фактор, что в городе уже имелось налаженное с 1964 года производство пассажирских и грузовых лифтов на заводе «Строммашина». Но для «Строммашины» лифты были непрофильной продукцией и в дальнейшем планировалось их производство свернуть, что в конечном счете и произошло в 1974 году.
Площадку для лифтостроительного выбрали на восточной окраине города, на полях колхоза «Коминтерн». В то время развитие промышленности предполагалось вести комплексно, в форме промышленных узлов. Именно такой промузел и начал формироваться в восточной части Могилева. Здесь уже была построена котельная «Восточная», которая должна была обеспечивать паром и теплом будущие промпредприятия. Первым из них и стал лифтостроительный, который разместили рядом с котельной.
Проект первой очереди завода был разработан одним из московских проектных институтов и был рассчитан на выпуск 5000 лифтов в год. Планировалось выпускать улучшенные пассажирские лифты грузоподъемностью 320 кг, что соответствовало максимальной вместимости в четыре человека. Скорость лифта должна была составлять 0,71 м/сек, это обеспечивало обслуживание домов высотой от семи до 12 этажей.
В этих зданиях размещалось заводоуправление Могилевского лифтостроительного завода
Завод «Строммашина» в это время выпускал лифты грузоподъемностью 350 кг вместимостью 5 человек и со скоростью 0,65 м/сек. Однако эти лифты не соответствовали новому госстандарту на лифты введенному с января 1967 года. Вероятно, учитывая, что производство лифтов на «Строммашине» будет остановлено, предприятию, чтобы не нести лишних затрат, разрешили временно работать по старым правилам.
Строительство поручили стройтресту №12, поэтому сначала управление №92 данного треста оборудовало рядом с будущим заводом свою строительную базу: склады, бытовки, площадку для хранения техники.
Параллельно бульдозеры из управления механизации №120 ровняли территорию будущего завода. После чего начался монтаж железобетонных конструкций главного корпуса. Когда эта работа была закончена, строители обнесли часть участка высоким забором со сторожевыми вышками по углам и двумя рядами колючей проволоки. А потом по утрам, на эту территорию, которая именовалась зона, стали завозить в деревянных фургонах-полуприцепах сотни заключенных из могилевских колоний, именно они и стали на несколько лет активной рабочей силой на возведении объектов завода.
Как только 13 января 1967 года приказом по Минстройдормашу СССР директором завода был назначен Иорин Василий Иванович, началась работа по формированию коллектива. Появился главный инженер Белавский Михаил Алексеевич. Были созданы основные отделы заводоуправления: отдел главного конструктора, отдел главного технолога, отдел главного механика и энергетика, отдел механизации и автоматизации (ОМА), отдел капитального строительства (ОКС).
Главным конструктором стал Николаенко В.И., главным технологом Гурьянов С.М., главным механиком Мещеряков А.В., начальником ОМА Волохович А.М., начальником ОКС Сидоренко В.Т. В июне 1967 года из Могилева на стажировку в Армению, на Спитакский лифтостроительный завод были отправлены 100 человек.
Рядом со строительной площадкой, за пределами охраняемой зоны, находились на небольшом расстоянии друг о друга четыре кирпичных здания. Ранее в них размещались учебные классы и мастерские технического училища №4, готовившего сельских электриков. В одном их них разместился инструментальный цех, в другом основные отделы заводоуправления, в третьем отдел механизации и отдел главного механика, в четвертом приемная с кабинетами директора и главного инженера, а также канцелярия.
Костяк завода составили могилевчане. Основным поставщиком кадров стал завод «Строммашина» и другие машиностроительные предприятия Могилева. Люди охотно шли на новое место работы: некоторые получили повышение по службе, другие надеялись на быстрое получение жилья. Прибыли и молодые специалисты, выпускники вузов, главным образом Могилевского машиностроительного института.
Первым переехал в главный корпус инструментальный цех
Строительство завода шло медленно, ведь все силы города и области были брошены на возведение комбината «Лавсан». К началу 1970 года была возведена коробка главного корпуса завода: восемь 18-ти метровых пролетов. Приступили и к строительству четырехэтажного административно-бытового корпуса.
В Интернете можно прочитать, что в апреле 1970 года на Могилевском лифтостроительном заводе были изготовлены первые три лифта, которые были установлены в Доме Советов города Могилева.
Но это как посмотреть. Можно вспомнить, что в СССР в это время отмечалось 100-летие со дня рождения В.И.Ленина. Как сообщали белорусские и всесоюзные СМИ, к этой дате на лифтостроительном заводе был выпущен первый пассажирский лифт. По этому случаю в пустом и огромном главном корпусе, по которому гуляли сквозняки, собрали три кабины лифта из деталей завода «Строммашина».
Рядом с этими кабинами и состоялся митинг. Сначала, как обычно, выступил первый секретарь горкома КПСС, по бумажке и с пафосной речью, продолжили представители от заводского коллектива и городской общественности.
Работники завода понимали, что никакого лифта завод выпустить не мог по той простой причине, что к этому времени на заводе успели освоить только выпуск лебедок и ограничителей скорости, они после изготовления отправлялись на «Строммашину» для комплектации лифтов. Участок лебедок размещался в здании, предназначенном по проекту для гаража. Там стояло несколько универсальных станков, на которых и велась обработка деталей лебедки. Часть деталей изготавливалась в инструментальном цеху по временной технологии.
А в главном корпусе к тому времени можно было увидеть лишь несколько прессов, да и те проходили наладку во вторую смену, после того, как увозили зэков. Но руководство завода сильно хотело угодить вышестоящему начальству, а те ещё большему начальству.
Следует заметить, что лифты тогда отправлялись, да и сейчас отправляются заказчику в разобранном виде: в одном ящике лебедка, в другом кабина, в третьем двери шахты, в четвертом россыпью мелкие узлы и детали и так далее.
Лифтовая лебедка - первая продукция Могилевского лифтостроительного завода
Это позволяло манипулировать показателями. Например, завод отчитался, что в 1970 году выпустил некоторое количество лифтов, при этом не афишировалось, что скомплектованы они были в основном из узлов изготовленных заводом «Строммашина». А поскольку заводы относились к одному министерству, то такие комбинации не представляли большой сложности.
Строительство главного корпуса кое-как закончили к концу 1970 года, и в Москву пошел отчет о вводе первой очереди завода, хотя значительная часть оборудования к этому сроку не поступила, строительные работы не были закончены. Отсутствовали столовая и бытовые помещения.
Но полученные станки и пресса были смонтированы, настроены и начали выдавать продукцию. Собственно технология изготовления деталей и узлов лифтов не сильно отличалась от «строммашевской» за исключением корпуса редуктора, где лифтостроительный стал применять специальные расточные станки. По проекту завод должен был обеспечивать лебедками, а это самый ответственный и сложный узел лифта, не только себя, но и другие лифтостроительные заводы Советского Союза.
По отчету за 1970 год на новом заводе было изготовлено 550 лифтов, среднегодовая численность работников составила 592 человека.
В этом же году завод «Строммашина» выпустил 2450 лифтов.
Еще одна интересная статья: История создания завода ЗИВ в Могилеве
Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by
специально для сайта masheka.by
Фото с сайта liftmach.by