История Могилева: военное прошлое МоАЗа
Слово МоАЗ теперь уже не встретить в могилевских СМИ, а между тем автомобильный завод им. С.М.Кирова на протяжении долгого периода играл важную роль в жизни города Могилева. Достаточно сказать, что и до войны и после войны это было второе по численности предприятие Могилева вслед за ЗИВом. И сам завод, и поселок автозавода, расположившиеся далеко от центра Могилева, представляли собой город в городе.
Напомним, государственный авторемонтный завод или ГАРЗ №7 открылся 9 июля 1935 года. Основное предназначение завода - капитальный ремонт грузовиков "ГАЗ АА", "АМО-3", "ЗИС-5", легковушек "ГАЗ А", а также автобусов. В цехах завода было установлено лучшее по тем временам отечественное и импортное оборудование, которое позволило изготавливать практически любую деталь автомобиля. По уровню технического оснащения тогда в республике не было равных предприятий.
Не все знают, что ещё до войны Могилевский авторемзавод долгие годы работал на армию, более того, своевременный ремонт и возвращение в строй бензозаправщиков, водомаслозаправщиков и других спецмашин было одной из главных задач коллектива.
ГАЗ А такси Горьковского автозавода
С 1938 года по заказам автобронетанкового управления Народного комиссариата обороны СССР здесь освоили ремонт танков "Т-26", "БТ-5", "БТ-7". Накануне Великой Отечественной войны ГАРЗ №7 по сути стал оборонным предприятием, значительную часть его программы составляли спецзаказы. Его по праву называли основной ремонтной базой автомобильных и бронетанковых частей Западного особого военного округа.
В 1940 году завод передали в Наркомат авиационной промышленности и начали переоборудовать под выпуск авиамоторов. С началом войны завод удалось эвакуировать за Волгу, в Куйбышев, где в короткий срок был налажен выпуск моторов для самолетов "Ил-2".
Авиазавод так и остался в Куйбышеве, а предприятию в Могилеве после войны пришлось начинать всё практически с нуля. Сначала освоили простую продукцию – локомобили, потом мостовые краны. С 1947 года начался выпуск автомаслозаправщиков МЗ51 на шасси грузовика ГАЗ-51 по заказу Министерства обороны.
Автомаслозаправщик МЗ51
Но прославился завод на всю страну одноосными тягачами МАЗ-529, а потом и МоАЗ-546. Сначала выпуск тягачей планировалось организовать на МАЗе. Там разработали чертежи и провели испытания опытных образцов. Однако в апреле 1958 года Было принято решение правительства о специализации в автомобильной промышленности. Одним из пунктов этого решения предписывалось передать производство одноосных тягачей и скреперов, разработанных на Минском автозаводе, заводу подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова в г.Могилёве.
С июня 1958 года на могилёвском заводе налаживается «отвёрточная» сборка модернизированных одноосных колесных тягачей МАЗ-529В с двухместной кабиной и двигателем ЯАЗ-М206А мощностью 180 л.с.
Установка баллистической ракеты Р-16 в подземную шахту
Одноосные тягачи семейства МАЗ-529 и их следующее поколение — тягачи МоАЗ-546П — нашли широкое применение в ракетных войсках стратегического назначения. Здесь эти машины использовались как портальные подъёмно-установочные агрегаты по транспортировке и установке баллистических ракет, транспортёр 7-тонного пускового устройства (стола), грузоподъёмные краны 8Т25 и 8Т26 ракетных комплексов на стартовых позициях баллистических ракет Р-9, Р-12, Р-14, Р-16 и Р-36. В инженерных войсках и народном хозяйстве одноосники всех поколений использовались в составе самоходных скреперов, катков, грузовых платформ для установки различного оборудования и других машин.
Выгрузка баллистической ракеты из вагона
В 1980-е годы Могилевский автозавод вновь заявил о себе созданием уникального трехосного низкопрофильного аэродромного балластного тягача МоАЗ-7915 с шарнирно-сочлененной рамой для буксировки военно-транспортных самолетов взлетной массой до 275 т, в том числе Ан-124 «Руслан».
Аэродромный тягач МоАЗ-7915
Применялись одноосные тягачи МоАЗ и в составе аэродромно-уборочных машин для военной и гражданской авиации.
Аэродромно-уборочная машина
А в наши дни МоАЗ перестал существовать как самостоятельное предприятие, превратившись в малозаметный филиал БелАЗа.
Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by