Плата за независимость: больше работать или меньше есть?
Недавно мы попробовали выяснить, что думают посетители нашего сайта о присоединении Беларуси к России.
Скажем сразу: опрос – это не социологическое исследование, он не репризентативен, как отметят социологи, и отражает лишь мнение посетителей сайта «Машека», да и то их малую часть. Однако, следует сообщить, что посетители сайта представляют все возрастные группы. Основу составляют посетители в возрасте 25-34 лет (около 40%), остальные возрастные группы распределены практически равномерно. Что касается географического распределения, то 96% посетителей из Беларуси, а 75% - из Могилева. Из этого можно предположить, что влияние зарубежных посетителей на результаты опроса оказалось минимальным, а точнее, близким к нулю.
А теперь собственно о результатах. Опрос показал, что по данной теме общество расколото и довольно основательно. 40% принявших участие в опросе высказались за присоединение Беларуси к России, столько же были против. 20% пока не приняли твердого решения.
Скорее всего, вариант ответов принимался на основе эмоций, чем трезвых рассуждений. Но, как недавно сказал министр иностранных дел Беларуси В.Макей, независимость стоит дорого. А вот насколько дорого, мы и попытаемся выяснить.
Основной спор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией состоит в том, что Беларусь желает получать нефть и природный газ по российским ценам, а Россия отвечает, что она не обязана это делать и намекает на возможное вступление республики в свой состав.
А пока Беларусь получает нефтегаз по льготным ценам. Это экспортные цены России для поставок за пределы Таможенного союза минус экспортная пошлина. Например, в 2017 году РФ продавала Латвии газ по 180 дол.США за 1000 кубов, а Беларуси за 129 дол.США.
Купив 19 млрд.кубов газа Беларусь получила экономию в 1,16 млрд.дол.США. Покупая нефть в России по цене ниже мировой Беларусь сэкономила ещё 2,6 млрд.дол.США. Итого общая экономия составила 3,76 млрд.дол.США. Заметим, что эта сумма постоянно меняется в зависимости от мировых цен на нефтегаз, на которые Беларусь повлиять не в состоянии.
Много это или мало? Если учесть, что в экономике нашей страны занято 4,3 млн.человек, то переход на мировые цены опустошит кошелек каждого работающего на 874 дол.США в год.
Есть и другой вариант: сохранить уровень зарплат, но поднять цены на нефть и газ для организаций и населения. При этом многие промышленные предприятия с ростом затрат потеряют конкурентоспособность на мировых рынках и вынуждены будут закрыться со всеми вытекающими последствиями. Внутри страны цены на местные товары и услуги тоже повысятся, что сократит покупательную способность населения.
Так что выбор такой: или больше работать, чтобы сохранить существующий жизненный уровень или меньше потреблять, образно говоря - меньше есть.
Вы можете оставить свой выбор, а также в комментариях предложить свое видение или альтернативные варианты выхода из данной ситуации. А наш вопрос для городских обсуждений на этот раз звучит так: