Последние свидетели или соло девятого голоса
«Последние свидетели»
симфония недетских воспоминаний (16+)
по мотивам книги Светланы Алексиевич
Автор инсценировки и режиссёр – Уланмырза Карыпбаев
Художник – Александр Якунин
Могилёвский драматический театр
Спектакль по мотивам книги Светланы Алексиевич «Последние свидетели» - это третья (забегая вперёд – удачная, на мой взгляд) попытка драмтеатра осмыслить, а главное, преподнести со сцены прозу нобелевской лауреатки. Адаптировать жанр «голосов» для подачи зрителю достаточно сложно. Единственный очевидный вариант – выйти и прочесть монологи практически в чистом, готовом виде.
Что, собственно, и происходит в вечер премьеры.
Режиссёрский посыл достаточно прозрачен:
Иногда театр – это шокирующие спецэффекты и повороты сюжета, а иногда – размеренно бьющая правда, увидеть которую можно лишь обнажив пространство.
Отсюда и скромные, фактически отсутствующие декорации. Из центрального – восемь чемоданов, по одному на каждого актёра. Для кого-то в нём хранится целая жизнь, другие находят здесь своё последнее пристанище.
Вместо сцены – экран. По нему круговертно бегут строчки. Читаешь имена – детские. Видишь цифры – тоже – детские. Сложно сопоставить факты и поверить: кого-то из звучащих сегодня голосов, ты пережил вчетверо.
Восемь солистов в потоке сцен сменяют один одного, каждый из них представляет свою партию: смесь боли и угловатой непосредственности – взрослая интерпретация (не)детских военных воспоминаний.
С первых слов становится ясно: сегодня театр будет Говорить со своим зрителем. И только равнодушный не проникнется этой исповедью.
«Я человек, у которого не было детства, вместо детства – война», - утверждает Николай Романовский голосом своего героя одну истину на всех. Ту самую правду, мгновения которой предстоит пережить каждому сидящему в зрительном зале.
Наиболее ярко врезаются в память истории Саши Стрельцова, Ефима Фридлянда и Эдуарда Ворошилова (Андрей Корзан, Анжелика Барчан, Вадим Артименя). Эти голоса объединяет одно: через лёгкую, даже в чём-то ироничную подачу вырастает перед зрителем безутешная боль маленького человека. На наших глазах происходит стремительно-поспешное становление личности: ценой страха, смерти родных и близких, потери самого себя.
Смелым решением режиссёра можно считать введение в спектакль вставных сцен. Разрушая тем самым уже ставшую привычной канву повествования, он обращается к историям более близких свидетелей, чем собеседники Алексиевич. Голосами своих внуков – актеров драматического театра – звучат свидетельства о войне их родных. Возникает закономерный вопрос: так может, ничего не было и не будет забыто?
Финальная сцена не оставляет сомнений. Разрозненное соло восьми голосов сливается в один мощный аудиальный поток. Становится ясно: пока живы последние свидетели – жива и история, пока мы, носители воспоминаний, не разучились слушать – симфонию не остановить.
Настя Печенькова, специально для портала Masheka.by
Фото Марии и Наталии Росиновых