ТЕАТР РИСКНУЛ – И ВЫИГРАЛ! СПЕКТАКЛЬ "Ю"
Театр рискнул – и согласился на эксперимент Миши Лашицкого. И «Ю» выпила шампанского! За живую экспериментальную музыку Сергея Курехина, которая звучит со сцены. Постановка привлекла «И». И – это интеллект. В театр повалили зрители - эрудиты.
У меня так было впервые: в антракте многие вступали в беседу сами, настолько хотелось поделиться мыслями с журналистом. Насколько интересными получились диалоги, посудите сами. Итак,
Диалог первый: с супружеской парой
Мы сидели рядом на первом ряду. Они реагировали на мой смех. Ю – это юмор. И юмора в «Ю» очень много. Зал смеется не переставая. Я реагировала на их реплики. По ходу действия они что-то предугадывали, потому что «Ю» похожа на саму жизнь.
«Давайте говорить друг другу комплименты!» - воспользовалась я в момент беседы советом Булата Окуджавы - и лед тронулся.
- Вы похожи на Элизабет Тейлор! – сказала я женщине-брюнетке в красной шали.
- Смотрела «Клеопатру» – и не подозревала!
- Мы с моей Клеопатрой выбрались в театр благодаря ее инициативе, - иронизировал «Ричард Бартон» с немного отекшим лицом. – Спасибо, что купила билет на премьеру.
- Понравилось?!
- Не то слово! Игра актерского ансамбля потрясает. Кривонос Елена наша восхитительная. Режиссера Петровича мы обожаем. Тут Барсуков его смешной невероятно. Каждый из артистов радует новыми гранями своей игры. Женю Белоцерковскую мы открыли для себя давно - в «Оскаре и Розовой Даме». А сегодня, вы знаете, открытием стал вот этот мужчина… На Брежнева похож! И на Гарика Харламова!
- Такая трогательная игра!
- А какие трогательные глаза у Севы! – замечает женщина.
- Это Дима Дудкевич мужа Сестры играет. Разве его надо жалеть? Он выпивоха, эгоист, циник и пошляк. Москва ему хребет сломала – вот он и куражится.
- Но он от любви страдает, - упрямится женщина.
- Вы, правда, так думаете, что он жену любит?! Но он пьет, чтобы не выполнять супружеский долг. Такая вот следственно-причинная связь. Он Люсю любит – потому и несется к ней сломя голову при каждой возможности.
- Вы же знаете шаблон, - напоминает мужчина. – Хороший левак укрепляет брак. Сплетники могут бить языками сколько угодно. Всех кумушек гениально «простебала» в «Ю» Галина Угначева.
- А вам не жалко парнишку, которого они «перемололи» в странных супружеских играх? Эту тему подуставшего либидо в семьях и попытки оживить его за счет других еще Франсуаза Саган подняла. Не дай Бог попасть в такие жернова. Вот оно – «Странное очарование буржуазии». Вспоминается, как страшный сон.
- У парнишки появился опыт. Значит, так для него было лучше. В каждом поражении скрывается победа. Не зря Кант советовал открыть в день проигрыша шампанского. Жизнь разными путями приводит нас к нужному результату, - размышляет вслух мужчина.
– У каждого есть ощущение своей судьбы. Поэтому не слушайте ничьих советов!
Диалог второй: с парнем, похожим на героя
Их было четверо – молодых людей. Две девушки и два парня. Они так улыбались и смеялись, что я глаз оторвать не могла. Разговор их был настолько глубоким и содержательным, что я понеслась за ними.
- Молодые люди, извините, вы премьеру обсуждаете?
- Да.
- И можно узнать ваше мнение?
- Одна из самых сильных постановок нашего Театра.
- А какие вы запомнили?
- «Вечер» Владимира Петровича по пьесе Алексея Дударева, «Сильву» с Александром Пьянзиным, «Последнего пылкого влюбленного» с Еленой Дудич, «Пижаму для шестерых»…
- Какая главная мысль «Ю», по-вашему?
- Москва у каждого своя. Никита, покажи надпись на джемпере.
- МГУ!!! Московский государственный университет имени М.Ломоносова! Ничего себе! И как вы поступили?!
- Просто поставил цель – и упрямо шел к ней. Знал, что не поверну назад.
- И какая она – ваша Москва?
- В ней людей много. И поэтому трудно свое место найти и занять.
- Это как в сказке «Три медведя» Льва Толстого! Кто сидел на моем стульчике? Вы заметили, что стулья в «Ю» - мощная метафора? Они в постоянном движении – никакого застоя!
- Сама постановка «Ю» красоты невероятной, - восторгается друг Никиты. На нем элегантное приталенное серое полупальто и ботинки на грубой подошве.
- Вы знали, что режиссер «Ю» Миша Лашицкий оформлял спектакль «Жажда и голод» Саулюса Варнаса? Там пылает Вселенная, и вращаются планеты…
- В «Ю» нам больше всего момент с ветром понравился. Красиво!
- А вы заметили, что драматург Оля Мухина написала о Москве как о настоящей Женщине с характером?
- Назвал себя – докажи. Москва любит конкретность. Можно любить или не любить. Но Москва классно помогает, когда ты там по делу. Вот стоит там тебе быть по делу - тебя тут же окружают люди, энергия. Энергетика к ладошкам так и липнет. Когда ты без дела, а ищешь чего-то, она тебя буквально в дерьмо раздавит через пятнадцать минут. И эта мощь мне так нравится в ней! Там весь этот пафос улетучивается, испаряется. Пять минут на Красной площади – и ты понимаешь, кто ты есть, откуда пришел и куда ты идешь…
- Вы знали, что в 39 лет Михаил Лашицкий покинул мшистый Витебск – и рванул поступать в аспирантуру Всеволода Мейерхольда? Потом три года делал постановки в мастерской самого Петра Фоменко.
- «Поздновато начинаете!»
- Да, Иннокентий Смоктуновский тоже рискнул поздновато – и выиграл!
Диалог третий: там где “И”, там и “К”!
Интеллект и Красота отличают поклонников “Ю”.
- Что значит для вас название “Ю”? – спрашиваю волоокую красавицу с романтическими локонами Нину Строгину. На ней пальто приталенное, цвет кофе с молоком, но молока больше. – Театр предложил разные толкования: буква алфавита, 32-я по счету. Таинственная и романтичная, слегка легкомысленная и непредсказуемая…
- Для меня это прежде всего перевод с английского: you – значит ты!
В персонажах ты узнаешь себя. Постановка о каждом из нас…
- К то для тебя стал любимым персонажем?
- Пирогова Маши Рудаковой! Без восторженной Пироговой компании не бывает…
- А в ком ты узнала себя?
Нина потупила глаза и молчит.
- Ты девушка, похожая на Аню! – озаряет меня догадка. – Она еще решилась шагнуть за мрачноватым героем Даниила Самкнулова в открытое пространство. Не побоялась ветров.
Нина согласно улыбается…
- Как ты определяешь настоящего мужчину?
- Слова у него не расходятся с делом. И поступок должен быть. Решимость что-то кардинально менять. Бывают ситуации, когда жизнь вынуждает мужчину совершить поступок, но он ничего не предпринимает. Боится, потому что решение влечет за собой боль. Никто из людей не делает поступков. Погрустят немного – и соглашаются, смиряются с тем, что их окружает. Поступки делают молодые ребята, берут шинель и идут воевать на фронт.
Из многолюдства на сцене только двое решились. Остальные водку пьют. За всем этим водкопитием – пустота.
Диалог четвертый: с будущим зрителем
Когда ты попал в тупик, имеет смысл вернуться к началу. Театр начинается с вешалки. Это в Москве не встретишь «и ни одного знакомого лица!» – в милой провинции все друг друга знают. Хотя бы визуально. Это случилось на лестнице. «Другого места не нашлось!» Мужчина и Женщина спускались – я поднималась.
- Что вам надо? Шоколада? А много ли прислать? - юморил спутник по дороге на «Ю».
- Да пудов эдак пять! - поразила я пару своей эрудицией. Потому что многие во взрослой суматошной жизни совсем забыли про Корнея Чуковского. Совету классика вняла – и села за столик театрального кафе. Тут же принялась писать письмо. Спасибо вайберу, он возродил эпистолярный жанр. В «Ю» у всех от писем пальцы в фиолетовых чернилах!
- Владимир Анатольевич, здравствуйте! – приветствовала я всеми любимого и почитаемого философа Костенича. Изысканного, галантного, утонченного, возвышенного человека. – Помните, года два тому назад Вы по весне организовали в Кулешова выставку семейной династии Кононовых – и с нескрываемым восхищением представили нам тогда такую гранд - даму с пышной прической, эффектную, как сама Москва? Кто эта интересная женщина, если не секрет? Я снова увидела ее – на этот раз на премьере «Ю».
Сейчас они со спутником со всей серьезностью решают, «чай. Или кофе». А пирожное они выбирают так, как билет в Театр. Как будто от этого зависит их судьба!
К слову сказать, «Ю» - нежнятина необыкновенная. Как «Рафаэлло». Или эклерчик. Вы любите эклеры? Значит, и «Ю» полюбите. Всей душой и сердцем.
- Здравствуйте, Лена! Спасибо за воспоминания и теплые слова. Не помню, но пороюсь в памяти…
- Спасибо, Владимир Анатольевич, что откликнулись. Но уже не важно. Не ищите Женщину – пусть остается тайной.
Вы убедились, что спектакль «Ю» привлекает удивительно красивого зрителя? Люди, живущие насыщенной интеллектуальной и эмоциональной жизнью, излучают сияние. «Ю» побуждает размышлять: в ней много недосказанности. Вы поневоле начнете искать достойных собеседников. Зрительницы «Ю» - это те, кого можно воспламенить интересным интеллектуальным разговором. Согласитесь, это радость невероятная – провести почти два часа с антрактом в компании с умными людьми. Настроение станет оранжевого цвета! И станет не важно, «куда подевались оранжевые чашки красного цвета».
Елена МАКСИМОВА
Фотографии: Юлия ПЕПЛЕР
Фото обложки: Марина Морозова