Смелое и свободное искусство в Могилеве: интервью с организаторами АЎРАЛ-Выставы
В эти выходные в Могилеве прошла одна из самых ярких и неординарных выставок - "АЎРАЛ-Выстава", которые когда-либо мог видеть наш город. Смелое и свободное искусство, дерзкие интерпретации окружающей нас реальности, художественные перформансы и увлекательные диалоги с посетителями и участниками действа повышали градус восприятия и доводили мозг до точки кипения. Все, кто успел побывать на выставке (а она длилась всего два дня – 1 и 2 августа), в один голос выдавали максимально восторженные оценки! Это нужно было видеть! Редакция Masheka.by не смогла остаться в стороне и отправилась увидеть все своими глазами и поделиться обзором с вами, дорогие читатели.
Ула Бо - организатор и один из художников, чьи работы можно было найти в зале, рассказал о выставке, Ассоциации худших художников, дальнейших планах и поделился впечатлениями о Могилеве.
Насколько уникально ваше мероприятие? И почему вы решили провести его именно в Могилеве?
Ну, во-первых, помимо сухого лицезрения картин были организованы перформансы, в которых смогли поучаствовать также и посетители.
Во-вторых, я думаю, что это достаточно уникальный проект по нескольким причинам. Мы поднимаем остросоциальные темы, что достаточно редко происходит в арт-среде Беларуси. Хотя есть и нейтральные работы. Помимо того, в выставке приняли участие не только профессиональные художники, а и обычные люди, которые неравнодушны к искусству. То бишь мы открыты для всех, ибо придерживаемся принципа «искусство для всех». Изначально планировалась выставка в Минске с привлечением Ассоциации Худших Художников (прим. ред. - АХУХУ, основана питерским фотографом Вадимом Соболевым), в выставках которой я ранее принимал участие. Но ещё на этапе пробивания почвы некоторые площадки нас игнорировали, другие просили удостоверение от Минкульта - а это лично для меня принципиальный вопрос, потому что я не считаю, что бюрократы должны решать, что есть искусство, а что нет. Еще одна площадка сорвалась буквально в последний момент, когда начали массово преследовать блогеров, из-за опасения репрессий. И когда появился вариант с Могилевом, было решено, что отказываться нельзя.
А как появился вариант с Могилевом?
Изначально я искал людей из Беларуси, которые публиковали свои работы в паблике Ассоциации худших художников. Сформировал небольшую группу людей, чтобы начать готовить выставку. Тогда ещё предполагалось все в Минске. Когда сорвалось, я сообщил о сложившейся ситуации. И человек из Могилева сказал, что у него есть знакомый, который открыл свою студию (тату-студия «Гвозди»), и можно сделать выставку там. Тот согласился - так и получилось.
Вы делаете акцент на то, что выступаете без согласования Минкульта – а такое согласование необходимо для проведения подобных мероприятий?
Ну, как показывает практика, некоторые площадки просят согласования, некоторые - нет. Если честно, даже не вдавался в суть вопроса, обязательно ли это. И не буду, не считаю это целесообразным. Это частное помещение, поэтому Минкульт и прочие номенклатурные структуры не должно беспокоить происходящее там.
Можно это расценивать как андерграунд, который вышел из-под земли. Хотя у нас есть художники из официального Союза художников.
Расскажите об Ассоциации худших художников. Как она возникла?
Ее основал Вадим Соболев из Петербурга. Там достаточно долгая предыстория. Насколько я знаю, это было чем-то вроде вызова академическому и музейному искусству. Кстати, есть еще Ассоциации худших журналистов, фотографов, литераторов. Вообще изначально это существовало в виде простого паблика Вконтакте. Потом вроде бы на стыке 2018 и 2019 прошла первая выставка в Петербурге. Известность ассоциация приобрела после того, как в Москве полиция заварила двери в галерею и сорвала выставку «Осень пахана», приуроченную ко дню рождения Путина. На сегодняшний день, по-моему, суммарно состоялось 5 выставок: 2 в Петербурге и 3 в Москве.
То есть, чтобы вы понимали, это не какая-то организованная структура со списками членов и взносами. По факту это просто паблик, который предоставляет возможность художникам публиковать свои работы.
Есть ли в Беларуси подобная ассоциация свободных художников?
Есть различные арт-группы, я полагаю. Чего-то похожего на АХУХУ - нет. Но я надеюсь, что первый камень в фундамент уже заложен. Выставка, возможно, станет катализатором появления какого-то неформального художественного движения. Но пока об этом рано говорить.
Что ж, хочется верить, что в Беларуси в скором времени действительно появится сильное художественное движение, которое будет захватывать и увлекать всех, кто встретится на его пути. И нас уже безусловно влюбил в себя этот движ! Радует то, что это взаимно – Ула Бо признается, что его душа осталась в Могилеве. А это значит, что будет новая встреча!
Я влюбился в вас и ваш город! Для меня это первый опыт организации и я очень рад, что все получилось, как есть. Я оставил в Могилеве частичку своей души. Я от всего сердца благодарю тех, кто приходил, тусил, творил с нами перформансы. Именно вы создали эту атмосферу панк-рока! Мы против камерного искусства! Всех вас люблю!
Также Ула рассказал и о том, что в то время, пока он был в Могилеве, к нему домой в Минске приходила милиция. «Интересовались моим творчеством и тем, чем я занимался в Могилеве». Мне кажется, когда к искусству тянутся все – это прекрасно! И такой интерес к творчеству несомненно звучит как признание актуальности и таланта.
В дальнейших планах Ула Бо – навести АЎРАЛ и в других городах, ведь «Анюта Ўжо Разліла Алей!» Так что, если вы захотите увидеть выставку в своем городе – пишите организаторам!
«Гибнет все в лаке блеска утонченных линий и колорита.
Мы раскрываем новые страницы искусства в новых зорях анархии.
Мы вступаем впервые на грани творчества и вскроем новую тревогу на поле лакированных искусств.
Уже многие годы сложились в десятки. Под крышей холодных чердаков мы прятали себя от власти авторитетов и выскребли ступни искавших нас.
Мы устояли перед напором зловонных волн глубокого моря невежд, обрушившейся на нас критики.
Наши головы украшены погромными статьями.
Заржавленные гвозди старого слова вбивали в наше выпуклое сознание.
Но в разрыхленные поля – впустую их удары.
Мощной бурей революции снесен чердак, и мы, как облака в просторе, поплыли к своей свободе.
Знамя анархии – знамя нашего «я», и дух наш, как ветер свободный, заколышет наше творческое в просторах души.
Вы, бодрые, молодые, скорей вынимайте осколки распыляющегося руля.
Омойте касания рук властвующих авторитетов.
И чистые встречайте и стройте мир в сознании нашего дня»
(с) Казимир Малевич, статья из журнала «Анархия» №31 от 30 марта 1918 года
Анастасия Бендер, специально для портала Masheka.by
Фото: Наталья Плоткина