Могилев: город и электробус
Могилевские СМИ уши прожужжали рассказами о двух электробусах подаренных китайцами. Как будто других проблем в экономике Могилева не существует. Правда то были короткие сообщения, а вот газета «Могилевская правда» в лице её журналиста Г.Александрова осветила историю с электробусами основательно Автобус без проводов, что дало повод её прокомментировать.
Начнем с высказывания директора троллейбусного парка С.Монастыренко: «По поручению облисполкома разработана программа замены в связи с износом подвижного состава троллейбусного парка с 2017 до 2026 года. Троллейбусы предполагается заменять только электробусами. Планировалось ежегодно приобретать по 10 новых машин. И, таким образом, иметь к 2026 году 100 электробусов. Как это получится на практике — сказать сложно. Все будет зависеть от финансирования».
Вот именно, что от финансирования. Поскольку электробус в два раза дороже обычного троллейбуса или автобуса, то варианта всего два. Первый – это сократить количество транспорта вдвое, второй – увеличить финансирование более чем в два раза с учетом затрат на создание зарядных станций. А они недешевые. В прошлом году «Минсктранс» объявлял тендер на закупку таких станций с начальной ценой 143 тыс.дол. США за штуку, что равнозначно цене одного троллейбуса.
Но, допустим, деньги на закупку электробусов нашлись. И тут возникает другая проблема- стоимость основных средств троллейбусного парка возрастает в два раза, а соответственно и амортизационные отчисления. А дальше по цепочке и рост затрат на перевозку пассажиров. И тут опять два варианта: или делать транспортников ещё более убыточными, компенсируя убытки из бюджета, или повышать тарифы на проезд. Отсюда вытекает вполне резонный вопрос будет ли выгодно сдавать авто в автоломбард www.lombardauto.by/tariff.html и спокойно пользоваться услугами общественного транспорта или все же оставить свой автомобиль при себе.
Не знаю, делали ли в троллейбусном парке подобные расчеты или надеются на авось, но мне недавно попалось на глаза исследование сербских ученых, которые на примере транспорта Белграда показали, что самым дешевым видом колесного пассажирского транспорта является автобус на природном газе. И это при том, что природный газ в Сербии в 1,5 раза дороже, чем у нас. А самым неэкономичным оказался электробус на суперконденсаторах, производство которых освоил минский «Белкоммунмаш» и закупку которых планирует Могилевский горисполком. Удивляться тут нечему. Привычка наступать на одни и те же грабли у нас ещё не изжита.
И ещё вопрос, на который нет ответа: «Почему на улицах Могилева мы не видим автобусов на природном газе?» Налицо и снижение затрат на топливо и улучшение экологии. Но почему-то ни в автобусном парке, ни у городских властей нет желания внедрять данную технику.